пятница, 24 июня 2011 г.

"Голова Медузы"

В ГМИИ выставлена «Голова Медузы» работы Бернини. К сожалению, практически все сми повторяют пресс-релиз музея, а хочется посмотреть на это произведение чуть более серьезно. Поэтому предлагаю конспект интересной статьи искусствоведа Avigdor Poseq, которая была опубликована в журнале Konsthistorisk tidskrift (Journal of Art History) в 1993. Перевод мой.




Скульптура была подарена Музею Капитолия в 1731 году, тогда в инвентаре была сделана запись «скульптура очень известного мастера». Ни в книге «Жизнь Бернини», написанной сыном художника Доменико. ни в его биографии, автором которой был историк искусств Филиппо Балдинуччи, упоминания о «Голове Медузы» нет.

Предположение о том, что скульптура принадлежит именно Бернини было сделано Рудольфом Виттковером, одним из главных исследователей его творчества. По его мнению, бесспорное мастерство, с которым сделаны змеевидные волосы Медузы, как и неординарная трактовка мифологического сюжета, говорит о том, что автором является именно Бернини. Однако, он отметил наличие сравнительно слабых для такого мастера моментов - орнаментальное (плоскостное) решение бровей и рта, отсутствие динамики в складках драпировки на правом плече. Виттковер предположил, что это было вызвано тяжелой болезнью, поразившей художника в 1636 г.

В «Метаморфозах» Овидия, которые к тому времени были переведены на итальянский венецианцем Лодовико Дольче, сюжет мифа таков: когда-то Медуза была очаровательной девушкой, все в ней было красиво, но самыми прекрасными были волосы. Сам Нептун был пленен ее красотой и, однажды, он соблазнил девушку, причем сделал это святилище Минервы. Разгневанная богиня в наказание превратила волосы красавицы в клубок извивающихся змей. Христианские авторы часто пересказывали этот миф, хотя и считали его фривольным. Наиболее известна трактовка, которая содержится в «Морализованном Овидии» - тексте 14 века. Там голова Медузы символизирует страх, который сковывает ум человека, лишая его способности мыслить и даже двигаться. В этом тексте Медуза и ее сестры представлены как дочери дьявола, одна символизирует гордыню, другая - алчность, а Медуза - плотское наслаждение, за которое она была наказана.

То, каким образом скульптор показывает локоны, превращающиеся в извивающихся змей, предполагает, что это момент наказания Медузы. Этот мотив имеет свою историю репрезентации.
В архаике Медузу изображали в виде уродливой маски



В греко-римской традиции Медуза - девушка с правильными чертами лица и аккуратной прической, не выражающая физического страдания.



К такому типу изображения тяготели и художники Ренессанса - так изображает ее Б.Челлини в «Персее».







Но «Голова Медузы» имеет мало общего и со «спокойным» типом, и с архаичной маской горгоны. Скульптура имеет гораздо больше общего с описанием Медузы в трактате «Hypnerotomachia Poliphili», который был популярен у авторов эпохи Возрождения. В этом тексте упоминаются маски с изображением Медузы, к которым автор применяет эпитеты «прекрасная», «яростная», «ужасная», «проклятая». Описания масок дают основания предположить, что они сделаны под влиянием известной камеи 1 века н.э. - «Tazza Farnese». Камея в то время принадлежала Лоренцо Великолепному, который, по некоторым источникам, участвовал в создании трактата и, возможно, являлся прототипом главного героя. Позже камея попала в коллекцию Фарнезе, находилась в Риме и была известна художникам, там жившим. Предположительно, именно камея вдохновила и Бернини, и Караваджо на создание своих произведений.
Бернини всегда была интересна передача моментальных эмоций, еще в своих ранних работах он экспериментировал с выражениями лиц своих скульптур, как в парных бюстах «Anima Beata» и «Anima Dannata», которые датируют 1619-20 г.г. Технически они выполнены виртуозно, что дает возможность предполагать, что и «Голова Медузы» может быть датирована этим же периодом. Возможно, это и объясняет упомянутые выше «слабые стороны» скульптуры, причем т.к. ни «Anima Beata», ни «Anima Dannata» таких «недостатков» не имеют, есть основания считать, что «медуза» - самая ранняя из них и датируется 1616-1618 г.г.






Фотографии на этот раз из разных общедоступных источников.

1 комментарий:

  1. Спасибо большое за рассказ. Счастлива найти ваш ресурс в сети.

    ОтветитьУдалить