воскресенье, 13 января 2013 г.

Выставка "Impressionism, Fashion & Modernity" / Париж, Орсэ 2012

Выставка в Орсэ - незабываемое зрелище, где шедевры живописи соседствуют с великолепными костюмами, которые сами по себе являются законченными произведениями искусства. Зрители могут увидеть какими элегантными были герои известных картин, как продуманно относились они к своему гардеробу, сколько усилий тратили на то, чтобы соответствовать своей прекрасной эпохе, с каким интересом относились к костюмам художники. Для салонных портретов 19 века была характерна точная передача мельчайших деталей костюма, т.к. именно костюм прежде всего говорил о социальном статусе портретируемого, его положении в обществе. Художник должен был точно знать все особенности кроя одежды. Парадные портреты, где большую часть холста занимал костюм модели, это еще и великолепные натюрморты, на которых художники изображали разнообразные фактуры, материалы, сложные драпировки, аксессуары.


James Tissot "Portrait of Mademoiselle L.L. Young Woman in a Red Jacket"




Charles Carolus-Duran The Woman with a Glove, 1869


Paul Cézanne La Promenade


Gustave Caillebotten "A Café"

Домашняя
одежда женщин варьировалась в зависимости от времени суток - с утра
надевали пеньюар, затем переодевались в утреннее платье, для которого
использовали светлые легкие ткани, часто с цветочным рисунком, или из
ткани в горошек или полоску.


Berthe Morisot "The Sisters", 1869


Frédéric Bazille "Family Reunion"


Frédéric Bazille "Family Reunion" фрагмент

Для
дневных выходов, для приема гостей, а также для осени и зимы было
принято носить платья из шелка, украшенные тесьмой, кружевом и лентами.


Gustave Courbet "Young Ladies on the Banks of the Seine", 1856-57

Примером
такого наряда служит платье мадам Шарпантье с картины Ренуара - в
подобном черном платье с глубоким прямоугольным вырезом. украшенном
бархатом, хозяйка салона обычно принимала гостей.


Pierre-Auguste Renoir "Portrait of Madame Charpentier and her Children"

Вечерние
наряды отличались большим разнообразием - фасон платья для приемов
отличался от фасона бального платья, а наряд для премьеры в Опере был не
похож на наряд для рядового выхода в театр. Платья, которые надевали
для ужина или в театр, обычно были более закрытыми, не обнажали плеч,
типичная черта такого платья - драпировка спереди и ряды воланов сзади
юбки.


Pierre-Auguste Renoir "La loge"

Начиная с 1867 - 1868 в моду считалось элегантным, когда шлейф юбки струился по полу.


Jean Béraud ЭEvening soiréeЭ, 1878

Для
балов и для оперных премьер надевали открытые платья без рукавов,
забирали волосы в высокие сложные прически, которые украшали цветами или
изящными заколками. В платьях часто сочетали материалы разных фактур,
контрастных цветов, либо разных оттенков одного цвета. Силуэт женского
платья в 1870-е годы создавали две вещи - корсет и тюрнюр. Для того,
чтобы уменьшить давление, под корсет надевали тунику без рукавов.
Когда
женщина выходила из дому, ей нужно было надеть шляпку - тогда это
обычно был капор из бархата или соломки с жесткими или мягкими
собранными полями, украшенный кружевом, лентами, цветами из тафты или
шелка. Важным атрибутом были перчатки - они делали руку изящнее. Обувь
обязательно подбирали так, чтобы она подходила по цвету к платью, туфли
украшали пряжки, шелковые завязки и цветы. Все эти детали создавали
неповторимый образ элегантной парижанки.


Gustave Caillebotte "Street in Paris ; Rainy Weather", 1877

За
экспозицию отвечал известный театральный режиссер Роберт Карсен (Robert
Carsen) - он же поставил и блестящую выставку, посвященную парижской
богеме, проходящую по соседству в Гран Пале. К моменту, когда его
привлекли к этому проекту, уже был согласован список картин и утверждено
название. Карсену было предложено выбрать одежду. И он справился с
задачей блестяще! Карсен убедил руководство Орсэ показать не только сами
платья , но и аксессуары - зонтики, веера, шляпки - все то, без чего
образ парижанки того времени не был бы таким ярким и законченным.


E.Degas "The Millinery Shop", 1884


Eva Gonzales "The White Slippers"

Практически
все костюмы и аксессуары аутентичные. Несомненная удача, что
организаторы смогли показать рядом картину и оригинальное платье,
которое было надето на модели. Картина А.Бартоломье «В оранжерее» была
представлена на Салоне 1881 года. Художник изобразил свою жену. После ее
смерти в 1887 году он оставил живопись и, по совету Дега, стал
заниматься скульптурой. Платье, в котором мадам Бартоломье позировала
для этой картины, ее муж хранил как драгоценную реликвию. Почти через
сто лет и картина, и платье были подарены музею Орсэ.


Albert Bartholomé "In The Greenhouse"



В
зале, посвященном Мане, Карсен соорудил воображаемый подиум, по
которому вместо моделей "фланируют" персонажи картин Мане, а по обеим
сторонам от подиума расположены обтянутые красным бархатом стулья для
публики, на каждом стуле - табличка с именами известных личностей того
времени.


Henri Fantin-Latour "Portrait of Edouard Manet"


Edouard Manet "La Parisienne"

Выставка
организована совместно музеями Орсэ, Метрополитан и Художественным
Институтом Чикаго. Но т.к. Карсен принял участие только в парижском шоу,
скорее всего по зрелищности американские экспозиции будут уступать
парижской.

Комментариев нет:

Отправить комментарий