четверг, 26 сентября 2013 г.

"Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея" в ГМИИ / экскурсия с В.А.Садковым


В ГМИИ выставлены групповые портреты из Амстердамского музея, принадлежащие городу. На рамах клеймо красного цвета с тремя звездами - знак собственности города. В Амстердаме сохранилось около 130 групповых портретов. 
Заказ на подобного рода картину поступал художнику от членов гильдии, ими же оплачивался и затем преподносился в дар гильдии. По мере того, как гильдии переставали существовать, картины переходили в собственность городов, такие картины в частных руках - это исключение. 



Самый ранний из портретов, представленных на выставке - картина 1557 года работы Мастера антверпенского семейного портрета "Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков (семнадцать стрелков роты f)". Здесь много персонажей, композиция двухрядная. Некоторые персонажи изображены с атрибутами,имеющими символическое значение. 



Вообще, первый групповой портрет был создан в Утрехте Яном ван Скорелом, на нем изображены члены городского братства паломников в Святую землю. На выставке этой работы нет, но для понимания развития жанра, интересно ее увидеть.



Для группового портрета характерна строгая координация, никто не должен выделяться за  счет другого. Рембрандт в своем "Ночном дозоре" (который формально также принадлежит городу, а не музею) эту координацию нарушает. 

Этот период - время религиозных войн, а также войны Нидерландов за независимость от Испании. Отряды городской самообороны становятся чрезвычайно актуальны. В Амстердаме того времени существовали отряды стрелков трех типов - лучников, арбалетчиков и аркебузиров,которые потом трансформировались в роты мушкетеров. Мушкеты стали орудием пехоты, тогда как пистолеты и карабины - оружием кавалеристов. Роты носили название по буквам латинского алфавита, так на этом портрете изображены члены роты F. Пистолет, с которым изображен один из персонажей - техническая новинка того времени. Интересно, что знаменосцы рот должны были быть холостяками.



Несколько позже, в 1563 г., написан портрет Амстердамских стрелков роты Е (художник Дирк Якобс). Изображение стало более естественным, персонажи уже не так разобщены. К этому портрету существует парный портрет, который был продан в частную коллекцию, а оттуда был куплен Екатериной II и находится сейчас в Эрмитаже. 



В картине Якоба Лиона 1628 г. большое внимание уделено костюмам и вооружению. На перевязи у мушкетера изображена подставка для мушкета - на нее клали мушкет для стрельбы, т.к. мушкет был тяжелым. 



"Групповой портрет регентов и регентш амстердамской богадельни", 1640 - единственный групповой портрет работы Класа Муйарта, который работал преимущественно в жанре мифологической и религиозной живописи. На примере этой картины видно развитие композиционного решения во времени - за время работы над портретом один из портретируемых умер и художнику пришлось добавлять фигуру нового регента - он стоит в достаточно неуклюжей позе, очевидно, дописанный уже в процессе работы над картиной.



"Групповой портрет стрелков роты капитана Йохана Хейдекопера и лейтенанта Франса ван Ваверена", 1648 Говерта Флинка написан в ознаменование Мюнстерского мира, по которому Голландия получила независимость.
Говерт Флинк - ученик Рембрандта и в этой картине очевидны влияния «Ночного дозора», который был закончен в 1642 г.



"Групповой портрет регентов и регентш женского работного дома", 1650. Автор - Бартоломеус ван дер Хелст - самый высокооплачиваемый портретист в Голландии в 17 веке. В Голландии в то время были созданы работные дома, куда помещали воров, женщин легкого поведения и т.п. К воспитуемым применяли и мры физического воздействия  - на заднем плане видно, как регентша замахивается на воспитанницу. Работные дома были одной из достопримечательностей Амстердама и за небольшую плату каждый мог прийти посмотреть как идет процесс перевоспитания.



Самый поздний портрет на выставке "Групповой портрет членов правления гильдии бондарей и сборщиков винных налогов", 1673 Гербранда ван ден Экхаута. Этот художник также был учеником Рембрандта, писал картины в основном на религиозные сюжеты. Заказ от гильдии бондарей получил по протекции родственника (многие подобные заказы художники получали используя свои связи). Гильдия бондарей занималась еще реализацией и сбором налогов с продажи вина, масла и табака. Продажа была четко регламентирована, на переднем плане изображен мерный сосуд, с помощью которого вино и масло разливалось из бочек в мелкую тару. Харкетрная деталь интерьера того времени - персидский ковер, которые Ост-Индская кампания стала привозить в Европу и которые широко использовались для декорирования интерьера.



Комментариев нет:

Отправить комментарий