понедельник, 21 марта 2011 г.

Лекция В.А.Петрова в ГМИИ / краткий конспект

В.А.Серов


«Открытое окно. Сирень» 1886

Огромную роль в жизни Серова сыграло Абрамцево, с его уникальной творческой атмосферой. И именно жизнеутверждающая энергия Серова наиболее близка абрамцевскому духу. Квинтэссенцией этой атмосферы стала «Девочка с персиками». когда то самое чистое, лучшее, что есть в человеке, является в мир в радостном, светлом образе. "В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное."

Коровин говорил о Серове, что он «не столько художник, сколько искатель правды жизни».


С годами каждая характеристика в портретах Серова наполняется. Это не просто «зелень зеленая», как у Шишкина, а зелень, передающая определенный эмоциональный настрой - задумчивая, тревожная, радостная. Это целостная психологическая живопись.


«Октябрь. Домотканово» 1895

Серов - создатель феноменологии типажей характеров России на сломе времен.


Известный портрет Левитана самому Серову не очень нравился. Уже после смерти Исаака Ильича Серов написал другой его портрет.



Был и другой Серов - портретист, работающий на заказ, В связи с этими портретами Серов говорил о себе "Злой я, злой".

«Портрет Александра III с рапортом в руках» 1900

Официоз, который изображает Серов, имеет оттенок чужеродности, чего-то угрожающего тому, что исповедует сам художник, и он это смело фиксирует. Это, с одной стороны апофеоз мастерства, с другой - беспощадная оценка автором своей модели. Коровин писал, что Серов о себе говорил так: «У меня мало принципов, но зато они во мне крепко внедрились».

Интересно сопоставление двух портретов - портрета великого князя Павла Александровича (1897), за который Серов получил Гран-при на выставке в Париже, и картины «Баба с лошадью» (1898).




Вообще, такие сопоставления, как живое - не живое, душевно здоровое - изломанное, Серов подчеркивает мастерски. Соотнесение человека с миром животных у Серова всегда работает блестяще - как для подчеркивания светлых сорон человеческой натуры, так и для демонстрации пустоты, безразличия, надлома.

Про портрет князя Юсупова критик А.М.Эфрос сказал «жребец на жеребце».


Про портрет Боткиной сам Серов говорил, что хотел показать «одиночество и злость этой барыни». И очевидно, что и собачка, и то, как выгнута рука барыни, придерживающая собачку, здесь даны не случайно.


Авторский повтор, сам портрет не сохранился.

Финал работы с царской семьей - его портрет Николая в тужурке. Серов показывает императора равнодушно-неконтактным, серый цвет здесь не случаен. В 1901 году, на телеграмму со списком новых заказов для императорского дома Серов ответил «В этом доме я больше не работаю».


«Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту» 1900

В начале века в творчество Серова приходит историческая тема, он сбдижается с «Миром искусства», но его картины более правдивы, иногда жестоки. Сатирическая графика Серова, его шаржи показывает то, в чем Серов расходится с «Миром искусства».


Портрет Л.Бакста


После расстрела демонстрации 1905 года Поленов и Серов ушли из Академии в знак протеста, тогда Серов создает много документальных, жестких произведений.
В его работах, как и вообще в искусстве этого времени, есть чувство «жизни на вулкане», предчувствие трагедии.

«Стригуны на водопое. Домотканово». 1904

После поездки в Грецию Серов обращается к нео-античной теме.

«Одиссей и Навзикая» 1910 - это поэтическая схема мироздания. В этой картине Серов показывает, что такое мир - это небо, земля, вода и люди, которые в нем живут.

Иллюстрации - с сайта www.vserov.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий