четверг, 5 мая 2011 г.

Выставка Шардена в Прадо

На выставке представлено 57 картин, некоторые работы из частных коллекций выставлены впервые.


«Girl with Racket and Shuttlecock» c. 1740


Открывается выставка натюрмортами, которыми Шарден впервые заявил о себе как о талантливом живописце в 20-х годах 18 века. Кажется, на этом этапе его интересует сопоставления - разных фактур, живой и мертвой натуры, света и тени. Шарден говорил «Я должен забыть все, что я видел ранее, и даже забыть то, как эти предметы изображали до меня».


«Still Life with Cat and fish» 1728


«A Mallard tied to the Wall and a Seville Orange»


«Still life with Porcelen Pitcher, Three Cherries, a Half-full Glass of Water, Two Cucumbers, a Yellow Copper Pot, a Parsnip next to a Pepper Pot and Two Herrings Hung in front of a Shelf» - такое перечисление всех изображенные предметов замечательно характеризует отношение художника к предметам его натюрмортов.



«Dead Hare with Shortgun, Game Bag and Powder Flask» - эту работу Шарден выставил только через четверть века после создания. Пейзаж на заднем плане - редкий пример пейзажа в картинах Шардена.

Затем идут блестящие жанровые картины. В Прадо восхищает, что на выставке удалось собрать несколько картин, объединенных одним сюжетом, но написанных в разное время.







Три варианта «Soap Bubbles» из американских музеев, причем ни один не является первым из этой серии, т.к. исследования показали, что все три сделаны практически без исправлений. Позже Эдуард Мане напишет свой вариант «Мыльных пузырей» под впечатлением от работы Шардена.


Все три сохранившиеся варианта «The Young Schoolmistress», впервые собранные вместе - к сожалению, найти я смогла только два, третий вариант - наименее контрастный, фигуры окутаны дымкой, краски еще менее яркие.





Два варианта «A Young Student Drawing» - сюжет, к которому Шарден возвращался много раз.







Людей Шарден пишет также блистательно, как и предметы. Лично мне больше всего понравился женский портрет, предположительно портрет его первой жены, сделанный в 1735 г., всего за два месяца до ее смерти.



В конце 30-х годов в его творчестве опять появляются натюрморты. По свидетельству современников, многие предметы, которые пишет Шарден - вещи, принадлежащие его семье. Красный столик, табакерка, посуда - все они бережно хранятся, переходят из одной картины в другую, каждый раз представая в новом ряду предметов и сопоставлений.


«The Tobacco Box» или «Pipes and Drinking Pitcher» - предметы, изображенные на этой картине, перечислены в описи домашней утвари, сделанной после смерти его первой жены. Эта картина - первая из тех, которые будет копировать в Лувре Матисс. Сохранились воспоминания на эту тему - Матисс исследовал полотно с лупой, изучая фактуру живописи, поверхность холста, переходы от тени к свету. Пытаясь добиться такого же неуловимого голубого цвета, как на полотне Шардена, Матисс даже разрезал свой собственный набросок, прикладывая его по частям к картине Шардена. И, хотя по отдельности все цвета соответствовали оригиналу, в целой картине такого эффекта, как у Шардена, Матисс добиться не смог. Он потом признавался, что это была единственная копия, которую он не доделал.



«Tinned Copper Cauldron, epper Pot, Leek and three Eggs» - 1734-1735, написан на деревянной панели


«Apricot Jar» 1758 - овал, не характерный для художника формат.


Единственный сохранившийся натюрморт с цветами - «Bouquet of Carnations, Tuberoses and Sweet Peas in a Vase», 1755 г. Кажется, что эта картина написана очень быстро, но, на самом деле, Шарден работал над каждой картиной, очень долго, никого не допуская в мастерскую. По его словам, он не прекращал работать до тех пор, пока картина не станет совершенной. Но набросков он делал мало, а иногда не делал совсем. Цитата, приписываемая Шардену - «Художник использует краски, но пишет чувствами». Из его картин можно составить представление о чувствах и, вообще, о личности автора. Это вещи удивительно сдержанные, деликатные, тонкие, вместе с тем очевиден перфекционизм художника, его нежная любовь к предметному миру вообще, и, при этом, внимание к деталям.

Пожалуй, единственная тема, где Шарден позволяет себе иронию - искусство.





На выставке представлены работы второй половины 30-х годов «The Painter Monkey» и «The Antiquarian Monkey», где вместо людей он изображает обезьянок.


На картине «The Attributes of the Arts» - все та же милая обезьянка по-деловому держит перо. Возможно, это художественный критик? Таким образом Шарден реагирует на парижскую моду того времени, когда популярным жанром были т.н. Singerie - сценки, изображающие обезьян вместо людей в различных жанровых сценках.


Натюрморт «Glass of water and Coffeepot» написан в 1760 г. Рентген этой картины показал, что вместо кофейника Шарден первоначально нарисовал пирамиду из клубники, но потом переделал и заменил красные ягоды на коричневый кофейник.

Последние годы Шарден был вынужден отказаться от масляной живописи из-за болезни глаз.


Один из последних натюрмортов - «Kitchen Table with Cruet Set and two Mackerels hung from the wall» - реминисценция на ранние натюрморты с теми же предметами.

В 70 лет Шарден начинает работать в технике пастели, причем делает портреты и автопортреты, утверждая себя как художник более «высокого» жанра в иерархии жанров того времени.




Автопортреты (на выставке не представлены)

1771

1775

1780

Комментариев нет:

Отправить комментарий