воскресенье, 15 мая 2011 г.

О выставке "Диор: под знаком искусства"

Для того, чтобы рассказать о впечатлениях о выставке в Пушкинском, необходимо подобрать длинный синонимический ряд к слову «очень». Очень красивые платья - большинство из них необыкновенно красивы и изящны. Очевидно, очень дорогая экспозиция. Очень много зрителей. Этот ряд можно продолжать очень долго.


К сожалению, главное впечатление от выставки - всего чересчур. Диоровские платья действительно замечательны, они - произведения искусства и поэтому вполне самодостаточны. Совершенно разочаровывает дидактическое навязывание зрителю очевидных параллелей - если японская коллекция - то обязательно Хокусай, если египетская - скоробей, если испанская - то Гойя. Мне понятно желание показать костюмы Диора в некоем контексте, но для этого совершенно необязательно было так сильно нагружать каждый квадратный метр площади произведениями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которые этот контекст, по мысли авторов экспозиции, должны создать. Мне было по-настоящему жалко картины больших художников - особенно было обидно за Ива Кляйна - одну из его «Антропометрий» разместили на балюстраде, в самом углу, вплотную к другим картинам, а рядом повесили фотографию Х.Ньютона «Они идут», видимо решив, что их объединяет тема обнаженного женского тела. Надо отдать должное группе «Ресайкл» - очевидно то, что они создали свои произведения непосредственно к выставке и их работа удачно сочетается и дополняет главную тему выставки.
Продолжая тему оформления экспозиции, хочется немного поиронизировать на тему звездного неба, зеркал, невообразимых псевдогламурных приборчиков вместо нормальных аудиогидов. Наверное, французские организаторы выставки считают, что эти навороты - то, что хочет видеть российская аудитория. У себя дома выставки известных модельеров они организуют совершенно по-другому. Я была на двух подобных выставках в Париже - там все экспонаты выставлены на простом черном фоне, с минимальной дополнительной визуальной информацией - фотографиями или фильмами из архива модельера, иногда ювелирными украшениями или аксессуарами. Я могу уверенно сказать, что костюмы от этого только выигрывают - ведь на такую выставку приходят прежде всего за тем, чтобы рассмотреть искусство модельера. К слову сказать, в Пушкинском рассмотреть многие платья практически невозможно - они помещены в стеклянные капсулы, которые подняты почти на высоту человеческого роста, что делает их обзор крайне затруднительным.
Общее впечатление от выставки двойственное - безусловно, восторг от великолепных нарядов, исполненных с удивительным мастерством и, очень часто, с большим вкусом. С другой стороны - разочарование от того, каким образом оформлена экспозиция, от того, что организаторы посчитали возможным «опустить» произведения искусства до уровня предметов одежды, а музей - до уровня витрины, пусть даже очень дорогого, магазина.

2 комментария: