вторник, 16 июля 2013 г.

Тициан в ГМИИ / экскурсия с В.А.Садковым



"Тициан не только был божественным, как его почитали современники, но он был как сам бог и равных ему не было."
Людовико Дольче (Lidovico Dolce) 1557 





Тициана назыввали "первым еретиком в живописи".

Тициан первы среди художников получил графский титул, которым его удостоил император Карл V. До этого художники, даже придворные, считались просто ремесленниками и по социальному статусу находились достаточно низко. Так, на портрете Джулио Романо работы Тициана, художник изображен с архитектурным планом - архитекторы были гораздо более уважаемыми, чем художники.


Тициан подписывал практически все свои работы, что было нетипично для того времени.

Специфика живописной манеры зрелого Тициана - фактурное разнообразие.До него художники работали в технике классической масляной живописи - грунт, подмалевок, основной слой и лессировки, при этом все слои работают на просвет, отражаясь от поверхности грунта. А живопись Тициана перестает быть эмалево-гладкой, на его картинах грунт, как и подмалевок, могут просвечивать сами по себе. Интенсивность наложения краски разная, отсюда - фактурное разнообразие. В портретах лицо он изображает гладким, а одежду - фактурной. 


Тициан начинает работать цветовыми пятнами.
На "Распятии" из Анконы рука выходит прямо в пространство зрителя - прием, который будет использоваться барокко.

Тициан, как и другие итальянские мастера, использовал крупнозернистый холст, в отличие от мастеров Нидерландов и Фландрии.

В России главные произведения Тициана были приобретены во время правления Николая I - "Магдалина",  "Святой Себастьян", "Несение креста", "Венера перед зеркалом". Эти картины до смерти художника находились в его доме, а затем по наследству перешли к его сыну и им были проданы в коллекцию Барбарико, которая и была приобретена для Эрмитажа.
В начале 1930-х годов "Венера перед зеркалом" и "Несение креста" были переданы в ГМИИ, а оттуда "Венера" была продана в США, а "Несение креста" было украдено вместе с картиной Рембрандта. Картину варварски вырезали из подрамника, свернули и закопали в землю. Хотя через несколько лет картины удалось найти, но "Несение креста" очень сильно пострадала и пока находится в запасниках ГМИИ, т.к. реставрация требует приглашения итальянского специалиста экстра класса и пока средств на этот проект не найдено.

Комментариев нет:

Отправить комментарий