пятница, 27 декабря 2013 г.

"Больше, чем романтизм" в ГТГ / экскурсия с Л.А.Маркиной



На выставке представлены картины голландских и российских художников конца 18 -  середины 19 века, когда в живописи параллельно существуют несколько тенденций. Состав экспонатов определялся своеобразием голландских коллекций – Музея Тейлера, созданного, как и Третьяковская галерея, на основе художественного собрания местного предпринимателя, и частной коллекции Дж. Радемакерса (Брасхаат, провинция Антверпена).

Jan Weissenbruch Aan de Lek bij Elshout


До нас дошло около 2 миллионов произведений голландской живописи 18 века - очевидно, что Голландия оказала огромное влияние на развитие европейской живописи. Для сравнения - в собрании ГТГ всего 428 картин русских художников 18 века. 

Связи России и Голландии установились очень тесные еще со времен Петра I, в конце 18 века дочь Павла Анна вышла замуж за принца Оранского и впоследствии стала королевой Нидерландов. В 1814 году император Александр I совершил визит в Голландию, которую русские войска освободили от войск Наполеона.

Интересно, что коллекция П.М.Третьякова начиналась именно с голландской живописи. Его дочь вспоминает, что в их доме было несколько картин малых голландцев, но оказалось, что подлинность их сомнительна и Павел Михайлович решил, что будет собирать не старых мастеров, а современных ему художников, к которым он мог бы прийти в мастерскую и выбрать понравившиеся работы.

Рабочим названием выставки было «Антология русского и голландского романтизма», но потом выставка получила название «Больше, чем романтизм». Голландские искусствоведы отрицают наличие романтизма (как и бидермейера) в искусстве Голландии. 

Русские (около 60) и голландские (28) картины демострируются в разных залах, в рамках экспозиции они сгруппированы по жанрам - портрет, пейзаж, натюрморт. 

Различие в творчестве российских и голландских художников объясняется религиозными различиями. Особенно сильно протестантская идеология - в творчестве художников Хаарлема, где преобладали ментониты - одно из самых радикальных направлений протестантизма. Этим объясняется и жанровые особенности нидерландской живописи - внимание к жанру натюрморта, отсутствие исторической картины. 

П.М.Шамшин "Портрет Е.Ф.Толстой"

Jan Adam Kruseman Jz. Portret van Catharina Elisabeth Rente Linse


В экспозицию намеренно не включены полотна русских художников исторического жанра. Акцент сделан на пейзаже, портрете, жанровых работах камерного масштаба.

В голландском искусстве черты романтизма появляются уже в маринах 17 - 18 века.  В русском искусстве этого времени почти нет морских пейзажей, Айвазовский начинает работать только в 1830-е гг. 

И.Айвазовский "Конец бури на море"
Также в России, в отличие от Голландии, нет зимних пейзажей (фактически, только один). Русские художники предпочитали итальянские, летние пейзажи. 

М.Лебедев "Аррича близ Рима"

Barend Cornelis Koekkoek Winterlandschap

А.Иванов "Оливы у кладбища Альбано. Молодой месяц"

С.Щедрин "Новый Рим. Замок Святого Ангела"

Barend Cornelis Koekkoek Zomerlandschap

Стиль романтизм зародился во Франции, на волне революции. Русский романтизм рождается, напротив, на позитивной  волне освободительной войны с Наполеоном. Позитивизм - важное отличие русского романтизма. В немецком искусстве романтизм более мистический, философский, что обусловлено национальным менталитетом. Две ипостаси романтизма - буря и тишина, созерцание.

С.Щедрин "Луна и ночь в Неаполе"

М.Н.Воробьев "Дуб, раздробленный молнией"

А.И. Иванов. Переправа Н.В. Гоголя через Днепр


Типичные черты романтической живописи - необычное состояние природы, контраст света и тени. Основная тема - ничтожность человека по сравнению с силами природы. 
Типичный романтический портрет - портрет Жуковского работы Кипренского - поэт показан на фоне руин и грозового неба. 

О.А.Кипренский "Портрет В.Жуковского"

Романтики свои картины придумывают, а не пишут с натуры. 

в 1810-е годы в Германии и Австрии появляется стиль, получивший название «бидермейер» ( под этим псевдонимом публиковался немецкий поэт Людвиг Эйхродт, печатавший «Заметки обывателя»).


В русском искусстве некоторые черты бидермейера можно увидеть в работаж П.Федотова.

Комментариев нет:

Отправить комментарий