На выставке представлены картины голландских и российских художников конца 18 - середины 19 века, когда в живописи параллельно существуют несколько тенденций. Состав экспонатов определялся своеобразием голландских коллекций – Музея Тейлера, созданного, как и Третьяковская галерея, на основе художественного собрания местного предпринимателя, и частной коллекции Дж. Радемакерса (Брасхаат, провинция Антверпена).
Jan Weissenbru |
До нас дошло около 2 миллионов произведений голландской живописи 18 века - очевидно, что Голландия оказала огромное влияние на развитие европейской живописи. Для сравнения - в собрании ГТГ всего 428 картин русских художников 18 века.
Связи России и Голландии установились очень тесные еще со времен Петра I, в конце 18 века дочь Павла Анна вышла замуж за принца Оранского и впоследствии стала королевой Нидерландов. В 1814 году император Александр I совершил визит в Голландию, которую русские войска освободили от войск Наполеона.
Интересно, что коллекция П.М.Третьякова начиналась именно с голландской живописи. Его дочь вспоминает, что в их доме было несколько картин малых голландцев, но оказалось, что подлинность их сомнительна и Павел Михайлович решил, что будет собирать не старых мастеров, а современных ему художников, к которым он мог бы прийти в мастерскую и выбрать понравившиеся работы.
Рабочим названием выставки было «Антология русского и голландского романтизма», но потом выставка получила название «Больше, чем романтизм». Голландские искусствоведы отрицают наличие романтизма (как и бидермейера) в искусстве Голландии.
Русские (около 60) и голландские (28) картины демострируются в разных залах, в рамках экспозиции они сгруппированы по жанрам - портрет, пейзаж, натюрморт.
Различие в творчестве российских и голландских художников объясняется религиозными различиями. Особенно сильно протестантская идеология - в творчестве художников Хаарлема, где преобладали ментониты - одно из самых радикальных направлений протестантизма. Этим объясняется и жанровые особенности нидерландской живописи - внимание к жанру натюрморта, отсутствие исторической картины.
П.М.Шамшин "Портрет Е.Ф.Толсто |
Jan Adam Kruseman Jz. Portret van Catharina Elisabeth Rente Linse |
В экспозицию намеренно не включены полотна русских художников исторического жанра. Акцент сделан на пейзаже, портрете, жанровых работах камерного масштаба.
В голландском искусстве черты романтизма появляются уже в маринах 17 - 18 века. В русском искусстве этого времени почти нет морских пейзажей, Айвазовский начинает работать только в 1830-е гг.
И.Айвазовс |
Также в России, в отличие от Голландии, нет зимних пейзажей (фактически, только один). Русские художники предпочитали итальянские, летние пейзажи.
М.Лебедев "Аррича близ Рима" |
Barend Cornelis Koekkoek Winterland |
А.Иванов "Оливы у кладбища Альбано. Молодой месяц" |
С.Щедрин "Новый Рим. Замок Святого Ангела" |
Barend Cornelis Koekkoek Zomerlands |
Стиль романтизм зародился во Франции, на волне революции. Русский романтизм рождается, напротив, на позитивной волне освободительной войны с Наполеоном. Позитивизм - важное отличие русского романтизма. В немецком искусстве романтизм более мистический, философский, что обусловлено национальным менталитетом. Две ипостаси романтизма - буря и тишина, созерцание.
С.Щедрин "Луна и ночь в Неаполе" |
М.Н.Воробь |
А.И. Иванов. Переправа Н.В. Гоголя через Днепр |
Типичные черты романтической живописи - необычное состояние природы, контраст света и тени. Основная тема - ничтожность человека по сравнению с силами природы.
Типичный романтический портрет - портрет Жуковского работы Кипренского - поэт показан на фоне руин и грозового неба.
О.А.Кипрен |
Романтики свои картины придумывают, а не пишут с натуры.
в 1810-е годы в Германии и Австрии появляется стиль, получивший название «бидермейер» ( под этим псевдонимом публиковался немецкий поэт Людвиг Эйхродт, печатавший «Заметки обывателя»).
В русском искусстве некоторые черты бидермейера можно увидеть в работаж П.Федотова.
Комментариев нет:
Отправить комментарий