пятница, 19 сентября 2014 г.

Западноевропейская живопись в ГМИИ / занятие 19/09/14


Проблема "оригинал - копия" существовала еще в античности, когда римляне копировали в мраморе работы греческих мастеров, исполненные, в основном, бронзе.

Проблема "оригинал - подделка" возникает в 15 веке.
Также возникает интерпретация работ античных мастеров - работы скульптора Антико

В 17 в, в Голландии получает широкое развитие рынок произведений искусства. В документах того времени впервые говорится о том, как проводилась экспертиза - главным лицом был нотариус, который слушал мастеров - живописцев, высказывающих свои мнения по поводу того или иного произведения. Такими экспертами были многие известные художники, в т.ч. и Вермеер Делфтский.

Профессиональные эксперты появляются в 18 в., когда отношение к коллекционированию меняется - начинается бурный рост галерей, которые состоят из двух разделов - итальянская живопись и голландская / фламандская живопись. Появляется сам термин "старые мастера", вводится понятие разницы между историческим искусством и искусством современных мастеров.

Появляется понятие "пастиш" - сознательная имитация, когда из произведений старых мастеров заимствуется какая-то группа, они компонуются по новому и ставится фальшивая подпись. Имитировали и технологическую основу подделываемого произведения - писали на старых досках. Такие пастиши делали и известные художники (Ватто).
Поддельные картины часто продавали в составе больших коллекций, вместе с подлинниками.

В 18 в. появляется тип профессионального знатока, появляется понятие "хранитель коллекции", Чаще всего, это реставратор. Создаются каталоги коллекций, начинают издавать специальные справочники, закладываются основные методические категории.

В 19 в. появляются первые монографии по отдельным художникам.Музеи становятся главными носителями знаний. Начинают изучать архивы, данные из которых надо было совместить с накопленным художественным материалом. Происходит постепенное становление знаточества, которое из индивидуальной практики переходит в область научной дисциплины.

В знаточестве выделяются два основных направления - метод экспериментальный ( Джованни Морелли ), который говорит о том, что истина - в деталях. Каждый художник обладает выработанным в молодости набором приемов и совокупность таких второстепенных признаков дает представление о стиле мастера. Эта методика работает. когда имя автора известно и надо обосновать атрибуцию.
Другое направление описывает Макс Фридлендер - он говорит об активном восприятии знатока, о том, что научная интуиция и ощущение художественного качества - главное в атрибуции.

20 в. делает важной компонентой атрибуции технико-технологическую экспертизу.Однако, развитие этого направления порождает деятельность таких имитаторов, как Ван Мегерен. когда имитатор создает работу по воображению - как бы написал тот или иной сюжет известный художник.

Сейчас методика знаточества  сводится к трем разделам - технический анализ, изучение бытования картины (провенанс), стилистическая критика на основании ощущения художественного качества. Эти направления не должны противоречить друг другу.



Комментариев нет:

Отправить комментарий