вторник, 30 сентября 2014 г.

Живопись Германии XV - XVI вв в ГМИИ / занятие 26/09/14


Северная школа живописи - искусство стран германоязычного региона и ранняя нидерландская живопись.

Доски на севере использовались более тонкие, чем в итальянской живописи. Преимущественно писали на тонких дубовых досках, поэтому доски часто трескаются. Ранние нидерландские доски связаны с книжной миниатюрой и с византийской традицией.

Историческая традиция приписывает изобретение масляной живописи Яну ван Эйку, но сама по себе живопись масляными красками была уже известна, не было трехслойной технологии и краски не работали на просвет - это изобретение ван Эйка. 

В результате реставрации Гентского алтаря были, в числе прочих, сделаны два вывода:

Алтарь написан одной рукой,а не двумя, т.е. Губерт ван Эйк не принимал участие в работе как живописец. Была выдвинута гипотеза о том, что он мог быть резчиком по дереву, но во время первой реставрации, которая была уже через 100 лет после окончания алтаря, надпись «скульптор» могла превратиться в «живописец» - разница написания этих слов - в водной букве.

Впервые в истории европейской живописи мы сталкиваемся с классической трехслойной живописью, когда на деревянную основу наносили грунт (в Нидерландах - мел, в Италии - гипс), на меле делали рисунок и затем наносили 1-й слой - подмалевок и только после того, как этот слой просохнет, наносили 2-й - прорабатывали детали, выстраивая систему цветового решения картины. И уже после того6 как просохнет 2-й слой, наносили окончателтный, 3-й слой  - лессировочный. Для всех слоев использовали прозрачные краски, которые работают на просвет, давая возможность свету отражаться от белого грунта. После того, как лессировочный слой просыхал, картину покрывали лаком.




"Бичевание Христа" Иоганн Кербеке
Это типичное произведение мастера, учившегося в Нидерландах. Примечательно, что мы знаем имя художника. Это фрагмент большой алтарной композиции и сохранились архивные записи, по которым восстановили историю оплаты и, соответственно, создания алтаря и имя мастера.


"Благовещение", "Поклонение Младенцу" Круг Мастера Легенды о святом Георгии
Работа из коллекции Павла Вяземского, который, наряду с татищевым, был первым русским коллекционером, которые начали собирать готические доски. До этого такие работы в Россию практически не покупались, т.к. считались неполноценными. И Вяземский, и Татищев не могли позволить приобретать работы художников первого ряда.

Общая особенность живописи XV века -  постепенно грунт становится тоньше. Толстый грунт образует мелкосетчатые кракелюры, а с более тонким грунтом кракелюр становится меньше.


"Мадонна с Младенцем" Лукас Кранах старший 1520
На примере семьи Кранахов можно рассмотреть вопрос авторской сигнатуры - клейма, подтверждающего авторство, Ставилось на произведения, вышедшие из мастерской, а не только на работы мастера.

Подпись мастерской Кранаха



У Лукаса Кранаха самые ценные произведения - ранние, чем старше он становится, тем более стилизованными, манерными становятся изобраэения, особенно изображения женщин.

"Аллегория справедливости" Мельхиор Фезелен

"Аллегория любви (AMOR OMNIA VINCIT)" Матиас Герунг
Понятие "типологии стиля" - крупные мастера создают композиции, которым подражают современники. Работы М.Фезелена и М.Герунга -  та же тема, что и у Кранаха, тот же женский тип - кранаховский тип женской красоты, идеал того времени.

Ангел. Ангел Ханс Зюсс фон Кульмбах
Парные изображения ангелов - судя по их размерам, это створки портатива - маленького органа, который применяли в домашних молельнях. Вообще, тогда художники часто оформляли муз.инструменты.


"Бегство в Египет" Монограммист АВ
Эта композиция входила в цикл из 6 картин, пять из которых находятся в Дрезденской галерее. Этот цикл - 

Комментариев нет:

Отправить комментарий