четверг, 2 октября 2014 г.

Лекции ГМИИ / Мастера гравюры / А.Дюрер, лектор Галина Семеновна Кислых

А.Дюрер "Носорог" 1515
Гравюра относится к самым молодым видам изобразительного искусства - появилась в 14 веке, но самые ранние известные листы датируются 1-й половиной 15 века. 

В Европе первые гравюры - это гравюры на дереве, которые появились в мастерских где делали доски для печати орнаментов на тканях. Первые отпечатки были связаны с изображениями святых, церковь поддержала появление этого вида искусства и способствовала его развитию, особенно в отношении книжной иллюстрации. 



Первые печатные книги - блокбухи. В 1440 году Гуттенберг придумал наборные литеры, и возникла первая печатная книга. Первой книгой, изданной по технологии Гуттенберга относится к 1445 г. Гравюра входит в состав книги, украшает ее. Появляется необходимость в привлечении профессиональных художников к работе над книгой. Художники создавали рисунок, который наносится резчиком на деревянную доску, а печатник уже печатает гравюру. На первом этапе гравюры появились в Германии и Швейцарии, тогда гравюры производились обрезным способом - доска мягких стволов дерева резалась вдоль ствола (поэтому могла быть большого размера), покрывалась грунтом, на нее накалывался рисунок, поэтому рисунок практически пропадал и резчик уже каждую линию обрезал в двух сторон - все что должно быть черным выступало как рельеф, а светлое - вынималось. Такой тип гравюры называется высокая гравюра (изображение выступает в виде рельефа). В 70-90 гг 15 века в Германии широко развивается книгопечатание. В 1493 в Нюренберге выходит Всемирная хроника Гартмана Шеделя, в которой было около 1000 иллюстраций. Над этой хроникой работал Михаэль Вольгемут - один из крупнейших живописцев того времени. Над Хроникой работали несколько лет сам мастер и его ученики. В 1486 году в его мастерской начал работать Дюрер. 

WOLGEMUT, Michael Nuremberg Chronicle- God the Father Enthroned 1493 Woodcut, 470 x 325 mm

Параллельно в мастерских ювелиров стала появляться другая техника гравюры - гравюра на меди. В отличие от гравюры на дереве, которая появилась в среде ремесленников - резчиков, ювелиры обладали большими художественными навыками. Поэтому эта техника сразу привлекла к себе внимание художников, которые могли передать сложные композиции. Одним из крупнейших мастеров конца 15 века бл Мартин Шонгауэр, который также считается учителем Дюрера, хотя Дюрер не был с ним знаком лично. Резцовая гравюра на меди относится к углубленным техникам печати - изображение высекается в доске - коаска заполняла углубления и с помощью пресса получали отпечаток, и в зависимости от того как глубока линия на отпечатке мы получаем более или менее темную линии. На меди можно подучить более сложные тональные решения, что было практически невозможно в ранней гравюре на дереве. 
До Мартина Шонгауэра гравюрой занимались только ювелиры, он первый из живописцев обратился к этой технике и впоследствии каждый живописец в Германии (кроме Грюневальда) занимался гравюрой. Он стал первым использовать не штрих, а пунктир. 
В отличие от гравюры на дереве, где преобладал религиозный сюжет, в гравюре на меди создавались большие серии алфавитов, образцы для ювелиров. Шонгауэр ввел бытовую тему впервые в истории немецкой гравюры. Он стал первым художником, который стал подписывать свои гравюры.

SCHONGAUER, Martin Peasant Family Going to the Market 1473-75 Engraving, 161 x 163 mm
Дюрер с детства знал особенности ювелирного искусства, знал особенности гравюры на меди, учился в мастерской Вольгемута, где узнал все особенности работы на дереве. После окончания учебы он совершает путешествие по немецким землям, затем возвращается, но вско уезжает в Италию. В 1496 году, после возвращения из Италии, создает гравюру "Самсон". Этот лист сразу произвел впечатление своей новизной - художник ввел пейзаж, усложнил композицию, разнообразил линию. 

Samson Killing the Lion c. 1498 Woodcut, 374 x 276 mm
Дюрер стал первым живописцем, который работал и в гравюре на дереве, и на меди. До этого эти техники в работе одного художника не пересекались. 

The Revelation of St John- 2. St John's Vision of Christ and the Seven Candlesticks 1497-98 Woodcut, 39 x 28 cm
1498 год - серия Апокалипсис - гравюра на дереве. Состояла из 15 гравюр и титульного листа, была издана на двух языках - латинском и немецком ( впервые в Германии). Для того времени характерным было ожидание Страшного Суда. Листы были большого размера, сопровождались текстом, хотя в книгу сброшюрованы не были. Дюрер в изображениях точно следует тексту Апокалипсиса. 
Эта серия пинела Дюреру широкую известность.

Сразу после Апокалипсиса, Дюрер начинает серию Страсти. Работал не последовательно, сия была издана в 1511. 
The Large Passion- 9. Last Supper 1510 Woodcut, 39 x 28 cm
В 1505-1507 гг Дюрер совершает второе путешествие в Италию - в Венецию, куда он поехал в том числе для решения вопоса об авторских правах. Дюрер после этой поездки обращаетмя к изображению архитектуры, очень точно разрабатывает перспективу, тщательно прорабатывает психологический аспект.  Добивается в гравюре на дереве постепенных тональных переходах, т.е. переносит особенности резцовой гравюры. 

В 1510 заканчивает серию Жизнь Марии. Тема очень популярная, но практически не отраженная в Библии. Сюжеты Дюрер брал из апокрифов. Серия состояла из 19 листов и титульного листа. Размер гравюр - чуть меньше - около 20 х 30 см. 
Life of the Virgin- 17. The Death of Mary 1510 Woodcut, 293 x 206 mm
Отдельные листы, не связанные с сериями - изображения святых, которые пользовались большим спросом.

Портрет императора Максимилиана (Дюрер получал пенсию от императора). Дюрер и его мастерская работал над огромной триумфальной аркой, выполненной в гравюрах на дереве, где были изображены разные эпизоды жизни императора.

В 1520-1521 Дюрер едет в Нидерланды, чтобы встретиться с новым императором - Карлом V, от которого добился продолжения выплат, которые платил ему Максимилиан. Во время этой поездки он заболевает и через несколько лет умирает. 

Работы Дюрера на дереве были главным образом связаны с Библейскими сюжетами, они были предназначены для более широкой аудитории. 
Работы Дюрера в гравере на меди были ближе живописному творчеству, в ней он решал проблемы художественные - пространство, перспектива, поиски пропорций. Тематика - самая разнообразная. Наряду с библейскими сюжетами, в гравюре на меди изображал аллегорические сцены и сцены из совремнной жизни. В 1520 году в Германии произошла крестьянская война, но настроения уже были и раньше. Крестьянская тема у Дюрера - например, "Танцующие крестьяне". Фигуры мощные, если распрямятся, то выйдут за пределы листа. 

Peasant Couple Dancing 1514 Engraving, 118 x 75 mm
На протяжении всего творчества у Дюрера менялись монограммы. По монограммам можно понять к какому времени относится та или иная гравюра.

Для Дюрера характерен интерес к животным - святой Евстафий - изображение оленя, собак в разных позах. В это воемя он усиленно изучал пропорции фигур людей и животных и стремился создать фигуру, которая бы соответствовала античным или итальянским обоазцам. 

St Eustace c. 1501 Engraving, 355 x 259 mm
Немезида - изображает обнаженную женскую фигуру, что было недопустимо в Германии, поэтому Дюрер часто изображал себя обнаженным, изучая пропорции по саоей фигуре. 

Nemesis or Good Fortune c. 1502 Engraving, 332 x 232 mm
Завершает свои поиски гравюрой Адама и Евы. Он знал и понимл античную скульптуру, придавал большое значение этому листу, пожписал его полностью, а не просто поставил монограмму. Этот лист окончательный в его поиске идеальных человеческих пропорций. 

Adam and Eve 1504 Engraving, 252 x 194 mm

Т.н. "Мастерские гравюры" - три листа, которые не составляют серию, но, безусловно, связаны между собой. Каждый лист несет массу символических смыслов, которые были понятны его современникам. Раскрывают взгляд художника на три жизненных пути, которым мог следовать человек.

Knight, Death and the Devil 1513 Engraving, 245 x 188 mm
"Рыцарь, Смерть и Дьявол" - воин - символизирует активную сторону жизни человека. 

St Jerome in his Study 1514 Engraving, 259 x 201 mm
"Святой Иероним" - путь отшельника, ученого. Противопложный пути рыцаря.

Melencolia I 1514 Engraving, 239 x 189 mm
"Меланхолия" - образ творческих поисков, в определенном смысле этот лист считается творческим автопортретом художника. Название дал сам художник. Три типа меланхолии - свойственна творческим людям, ученым и философам. Дюрер написал цифру 1, т.к. относил себя к первому типу. 

В 1510-20 гг создает множество изображений Богоматери, видимо, был очень большой спрос на такие изображения. 
В 1520-е гг создает несколько портретов - до этого сделал только портрет Максимилиана. Все портреты сопровождались надписями. 

Willibald Pirckheimer 1524 Engraving, 181 x 115 mm

Portrait of Frederick the Wise 1524 Engraving, 188 x 122 mm

Erasmus of Rotterdam 1526 Engraving, 249 x 193 mm
Портрет Эразма Роттердамского - кго произведения Дюрер хорошо знал, считается что "Рыцарь смерть и дьявол" навеяно произведением Эразма "Руководство христианского воина". С Эразмом Дюрер познакомился во время своего нидерландского путешествия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий