Искусство 500-800 г - искусство варварских королевств
Время условно называется "темными веками". Западная Римская империя перестала существовать к концу 5 века. В 476 г. был смещен последний римский император, на протяжении 5 века через Италию прокатилось несколько волн нашествий - вестготы около 410 года, они осели в Испании; гунны в середине века - дошли до Рима, но потерпели поражение и ушли обратно, в район нынешней Франции; вандалы - разграбили Рим, породив термин вандализм, осели на территории нынешнего Туниса.
Условно эти варварские народы делят на два типа племен - германцев и готов. Эти племена осели на новых территориях, они получают новые навыки. На смену рабовладению приходит феодальный строй, городская культура становится абсолютно неактуальна и города постепенно умирают. Феодал - тот, кто завоевал определенный участок земли, потом освободил рабов и начал собирать с них дань, чтобы получать доход. Римляне привыкли жить на привозных товарах и, когда поток импорта прекращается, они быстро скатываются к натуральному хозяйству.
Другой аспект - христианизация. Она проходит непросто: все, кроме франков - ариане. Франки, благодаря Хлодвигу, помазанному в Реймсе и получившему благословение папы, остаются арианами, лонгобрады - дольше всех, до середины 8 века.
529 год - происходят три события окончательно отделившие запад от востока:
Дигесты императора Юстиниана - адаптировал для христианского использования свод римского права;
Устав Св,Бенедикта - в том же году Бенедикт в Монтекасино дает своей общине первый монашеский устав;
Третье событие - закрывается Платоновская академия в Афинах. Это - падение старой системы культуры и начало монастырской системы образования, которое, все-таки, было основано на классической системе образования. В монастырях учили искусству риторики - искусству говорить, искусству грамматики - искусство писать, и искусству спора - диалектике, это - тривиум, три основные науки. Вспомогательные науки связаны с математикой - квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и мухыка. Эти семь наук и необходимость их изучения в такой последовательности была сформулирована в начале 6 века преподавателем античной школы Боэцием - "Утешение философией", которую он написал, будучи в плену у короля Теодориха и Марцианом Капеллой, который эти семь наук перечисляет и систематизирует суть обучения.
К началу 6 века сама система античного образования себя облачила в краткую форму тезисов, пригодных для изучения в монастыре. Искусство грамотной речи должно было быть преобразовано в искусство проповеди.
Критерии, по которым мы говорим о связи произведения искусства с античностью - антропоморфность в изобразительном искусстве и наличие ордера и сводов в архитектуре.
Где и как воспринимают наследие античности те, кто заселил Западную римскую империю? Европу можно условно разделить на три зоны - Италия, заальпийская европа и британские острова.
В Италии - субантичный стиль, это итальянское искусство с 6 по начало 9 века называется "малый римский ренессанс". С этого момента можно начинать говорить о цепи средневековых ренессансов, которые связаны с некоторым новым переживанием античности.
За пределами Италии восприятие античной культуры в значительной степени связано не с огромным багажом римского наследия, как это было в Италии, а с их собственным декоративно прикладным искусством и с попыткой осмыслить итальянское искусство.
Британские острова - специфика в том, что там не было античного искусства, христианизация и римское культурное наследие - это две разные вези. Если франков, германцев христианизировали выходцы из Рима, то в Ирландии была своя мощнейшая альтернативная культура, где было все, кроме ордера и изображения человека.
Малый римский ренессанс
На территории Италии в это время продолжают строить все такие же плоско покрытые базилики, как и в 4-6 вв. В провинции под христианский культ адаптируют античные храмы, например, храм Сан Сальваторе в Сполетто - на фасаде написано, что он посвящен "господу Христу и всем его ангелам".
В большинстве случаев языческие постройки под христианские не переосвящались, поэтому таких храмов немного.
Церковь Сан Лоренцо в Милане - конец 4 века, когда Милан был императорской резиденцией, затем сильно перестроена. Именно там был провозглашен Миланский эдикт. Построен в форме четырехлистника с обходом.
Эта форма начала меняться - пространственность ордера уходит, он становится прижатым к стене.
Баптистерий в Пуатье - сначала был квадратным, затем переделали в базиликальный. Декор фронтонов - традиционно варварский, в интерьере - попытка в фреске изобразить опус сектиле.
Структура Латеранского баптистерия упрощается. Берется тип, но пространственной осмысление уже совсем другое.
Ротондальные постройки - происходят от римских моделей.
Баптистерий во Фрежюсе - сер. 5 века, внутри - ордерная структура, но колонны прижаты к стене. Баптистерий в Риезе - тоже пристенный ордер.
Вестготы - по отношению к ним соседей, по их законам, видно, что вестготы были более образованы, их соседи - арабы, носители мощной культуры, сама территория Испании - исконно территория Римской империи. Вестготы были христианизированы очень поверхностно. Архитектура на этой территории более сложная.
Самым культурным из варварских государств становится Астурия со столицей в Овьедо, домовая церковь короля Альфонсо внутри украшена росписями. Но там нет человеческих фигур, только архитектурный декор и орнамент. Это наследство римского архитектурного декора. Рядом с этой территорией существуют две мощные культуры не предполагающие изображения человека - иудаизм и ислам, поэтому они берут из античности то, что соответствует этим принципам.
Маленькое количество построек в Италии сделанное не варварами, а греками - в Чиведале на северо-западе - Темпьето Лонгобардо - 765 год.
Внутри - ордер, явно изготовленный специально для храма, а не выломанный из античных построек, само пространство украшено стукковым рельефом, похожим на равеннские мозаики 5 века - т.е. сама техника резьбы по стукко осталась.
Постройки, сделанные лонгобардами в то же время и практически на той же территории - резьба использует ранневизантийскую иконографию, хотя искусство изображения фигуры уже ушло.
Рим
В это время Рим находится в упадке, хотя продолжает быть резиденцией папы, Рим перестал быть столицей империи, был захвачен несколько раз Византией, остготами, но выживает как одна из патриархий христианского мира. В Риме в это время очень много пап армянского, сирийского и греческого происхождения.
Этот период совпадает с периодом иконоборчества в Византии. Рим становится единственным оплотом иконопочитания. В Италии появляется новая прослойка греков - это монахи- иконописцы. В Риме появляется новый греческий квартал - Санта Мария ин Космедин. Эти несколько факторов создали ситуацию, когда в Риме в одном и том де памятнике соседствуют два разных стиля. Их условно называют средневековый - с жесткими композициями, с контурами, фронтальный и второй - субантичный - показывает что античная традиция пока еще не прервалась.
Санта Мария Антиква - на римском форуме, на Палатинском холме, на месте дворца Августа - была заброшена в 800 году и поэтому в ней сохранился декор. В разное время там создается около 10 фресок.

Распятие в колобии (в священнеческих одеждах) - такой тип пришел из Сирии.
Мария Регина - фреска многослойная, нижний слой - богоматерь в иконогоафии когда она силит на троне и ей поклоняются ангелы - устойчивый тип с середины 5 века после Эфесского собора.

Распятие в колобии (в священнеческих одеждах) - такой тип пришел из Сирии.
Мария Регина - фреска многослойная, нижний слой - богоматерь в иконогоафии когда она силит на троне и ей поклоняются ангелы - устойчивый тип с середины 5 века после Эфесского собора.
Икона из Санта Мария ин Трастевере - иконографически такая же но стиль другой, образы ангелов напоминают античные.
Рядом сосуществуют разные варианты манеры. Здесь же видим свидетельство тому что существовали устойчивые варианты композиции.
Начиная с 6 века существуют два параллельных явления - восточный иератизм, сформированный под восточными и под варварскими влияниями, предполагающий, что живость и живоподобие образу не нужно. И второе явление - субантичный стиль, где сохранилась еще античная свобода, пластика.
Такому расцвету субантичного стиля способствовала позиция пап по отношению к иконоборчеству иконы - папа Адриан в 787 году говорит, что иконы - "средство для поучения и священных воспоминаний". Запад не говорит о сакральном значении образа.
Церковь Марии в Кастельсеприо - на лонгобрадской территории под Миланом, фрески были освобождены из под поздних записей в конце 19 века. Цикл - классический памятник субантичного стиля высокого качества, уникальный. Скорее всего, работали мастера греческие, но уже не первого поколения, т.к. надписи сделаны на греческом, но с ошибками.
Программа росписей - детство Христа, сцены протоевангельские - от Благовещения до Поклонения Волхвов. Сейчас цикл датируется 800 годом.
Лонгобарды дольше всех оставались арианами и для них цикл, ориентированный на детство, был максимально актуален. Стиль этих фресок можно сравнить с ранневизантийской живописью.
Лик Христа - один иконографический тип с ликом Христа на синайской иконе 6 века. Это одна изобразительная традиция, которая приведет в дальнейшем к палеологовскому ренессансу в Византии в 14 веке.
Эта живопись еще по античному свободна внутри иконографической схемы, раскована, здесь сложные ракурсы, но эта свобода сочетается с христианской спиритуализацией.
Сцена испытания водой обличения - редко изображаемая сцена - античный принцип - изображается момент когда Мария вот-вот коснется губами воды - единство действия, как в античности.
Благовещение - нимбы как стеклянные шары через которые просвечивает пейзаж.
Сретение - лик Симеона - живой взгляд. Три разных типа фигуры - девическая фигура Марии, фигура Младенца с прозрачным нимбом и фигура старика. Лица Марии и младенца - похожи друг на друга как родственники. Велика глубина античной убедительности.
Если сравнивать эти фрески с римскими фресками - то же бурное движение, тот же трехмерный мир, где фигура соразмерна среде, все убедительно, но тут все более спиритуализовано.
Сравнивая эти фрески с искусством Византии раннего 14 века (палеологовское возрождение) - тоже есть динамика, постантичная свобода. Это придет в живопись Феофана Грека - то, что Лихачев назвал "абстрактой экспрессией" - чистая высвобожденная энергия, не связанная с сюжетом или с композицией.
Мозаики
Созданные в основном при папе Пасхалии I во время т.н. Gасхалиевского ренессанса. в 1-й четверти 9 века. Особенность пасхалиевского ренессанса - в этот короткий период Рим стал активно украшаться и римские мозаики этого времени будут повторять то, что было в Риме в раннем христианстве.
Мозаики базилики Косьмы и Домиана и Санта Прасседе - одна мозаика является прототипом другой. Но в Санта Прасседе фигуры стали больше размером по отношению к фону, фигура Христа стала большего масштаба по отношению к другим фигурам. Христос уже не так возносится, как в ранней мозаике.
Санта Чечилия ин Трастевере - мозаика апсиды композиционно такая же, но уходит объем, облака превращаются в орнаментальный мотив.
Созданные в основном при папе Пасхалии I во время т.н. Gасхалиевского ренессанса. в 1-й четверти 9 века. Особенность пасхалиевского ренессанса - в этот короткий период Рим стал активно украшаться и римские мозаики этого времени будут повторять то, что было в Риме в раннем христианстве.
![]() |
Мозаики базилики Косьмы и Домиана |
Санта Прасседе |
Санта Чечилия ин Трастевере - мозаика апсиды композиционно такая же, но уходит объем, облака превращаются в орнаментальный мотив.
Мозаика в Сан Марко в Риме - время папы Григория 4 - уже нет облаков, появляется золотой фон. Каждый стоит на отдельной "подставке".
У формирования условного стиля два источника - восточный, где вся традиция другая - главное там - это жесткая экспрессия, связанная с молитвенным состоянием. Другая составляющая - высшая объективизация искусства, которая пришла от неоплатоников - изображение самой сути вещи.
Капелла Сан Зено в Санта Прасседе
Мозаики - аппликативные, если в позднеантичной мозаике использовалось около 40 цветов, здесь - около 10.
Мозаики - аппликативные, если в позднеантичной мозаике использовалось около 40 цветов, здесь - около 10.
Лица в медальонах - imago clipeata - тип изображения лика на щитах.
В этой капелле пространство устроено так, что в своде изображено Вознесение. Это 820 год - вторая волна иконоборчества и тут, в противовес иконоборцам, показывают лик Христа (а не агнца и не Хризму, как в Равенне в той же композиции).
Санта Мария ин Домника - декорируются вместе триумфальная арка и апсида. В арке - Преображение, в апсиде - Мария Регина (Богоматерь-Царица), но тут ей предстоит целый сонм ангелов. Богоматерь с Младенцем - плоскостный, растянутый на всю высоту апсиды образ на фоне более живых фигур ангелов - это часть двух миров в одной композиции - уже родившейся условности и еще выживающей античности.
В Риме сформировалась очередная волна мозаичного декора, который переосмыслил то, что было раньше и внес свои стилистические правки.
Римские иконы - само понятие "римская икона" несколько парадоксально. Иконопочитания в Риме не было. В Риме есть около 10 доиконоборческих икон, все разные, многие энкаустические а не темперные, стилистически тоже очень разные.
Нерукотворный образ Спасителя - т.н. Латеранский образ Спасителя - один полюс.
Второй -Богоматерь из Пантеона, который к тому времени уже давно стал христианской церковью.
И в иконах складывается ситуация, когда нет жесткой схемы, правил, есть разнообразие стилей.
Второй -Богоматерь из Пантеона, который к тому времени уже давно стал христианской церковью.
![]() |
Богоматерь из Сан Систо |
![]() |
"Спасение народа римского" из Санта Марии Маджоре |
В Риме существовал обычай, когда две иконы - Латеранкого Спасителя и Богоматерь Сан Систо несут в процессии друг навстречу другу, на Римском форуме их ставят на один алтарь и служат общую службу. Из этой традиции в Риме уже к 12 веку рождается композиция которая, называется "Синтрон" (сопрестолие), т.е, эти две иконы породили новый тип иконографии.
В Италии везде соблюдали два важных правила - целостность архитектурной ячейки и целостность человеческой фигуры.
Изобразительное искусство вне Рима и вне малого римского ренессанса - в основном это книжная иллюстрация. Рукописей сохранилось немного, миниатюристов было очень мало. Культурная ситуация сразу же отражается на том, какие типы рукописей востребованы.
Для 8 века любимые типы рукописей - сборник посланий - Гомилиарий (сборник проповедей) и служебник - Сакраментарий (текст мессы, нужный священнику).
Кодекс епископа Эгинона из Вероны -750 год - миниатюры с изображением святого Августина с учениками и папы Григория с писцом - неулюжая, но правильная архитектура, жесты понятные, фигуры целостные, эта живопись - как испорченная латынь, но она еще явно опирается на античную традицию
Меровингская миниатюра
На месте того словаря, который есть у автора кодекса из Вероны у авторов этих изображений вместо античных раннехристианских образов другой визуальный ряд - это германское декоративно-прикладное искусство, пришедшее из их представлений о зооморфных божествах.
Германская мелкая пластика - орлы, пчелки, выполненные в технике выемчатой эмали, их меровинги клали в захоронения - они везде одинаковые от Скандинавии до юга Европы. Эта традиция приходит в книжную миниатюру.
Германская мелкая пластика - орлы, пчелки, выполненные в технике выемчатой эмали, их меровинги клали в захоронения - они везде одинаковые от Скандинавии до юга Европы. Эта традиция приходит в книжную миниатюру.
Далее будет тенденция, когда внутри этого звериного стиля меровинги будут вычленять фигуру человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий