Искусство катакомб, рождение христианской образности в Европе 3 - середине 4 века
Период от возникновения первых изображений до становления культуры легального христианства - 230 гг - середина 4 века. В империи господствует официальный имперский стиль, это время солдатских императоров.
Отцы-апологеты - те, кто защищали церковь от язычников - до 313 года, затем - отцы -патристики, которые защищали церковь от ересей, их деятельность - уже после 313 года.
Церковь очень осторожно относилась к изображению, но бороться с всеобъемлющим желанием иметь образы было невозможно.
Катакомбы - способ захоронения в Риме, прорублены в туфе галереи и коридоры служили для погребений. К 3 веку прослойка христиан была многочислена и они тяготели к тому, чтобы иметь свои кладбища, появляются христианские катакомбы. Изображения делали как правило непрофессионалы. Еще есть умение передавать пропорции, интерес к ракурсам.
Появляются сюжеты, призванные не просто иллюстрировать миф, но передавать что-то более сложное.
![]() |
Исцеление кровоточивой |
Типы композиций в катакомбной живописи - первая группа сюжетов пришла из языческого мира. Некоторые античные сюжеты становятся ценными не сами по себе, а как указание на нечто более важное, из античного набора выбираются образы Орфея и Геракла, они могут символизировать Христа,т.к. оба спускались в Аид.
В катакомбах Петра и Марцилина - Геракл выводит из гробницы Алкесту и ведет Цербера - т.е. соединены два разных временных момента, чего в римской живописи быть не могло. И Цербер, и Алкеста здесь уже атрибуты Геракла.
Другие аналоги, которые приходят из мира языческого - оранты. Женская фигура с воздетыми руками. Образ оранты приходит из обычая предстоять в молитве с воздетыми руками, тип аллегорической фигуры "благочестие". Устойчивая формула такой фигуры остается.
Такой же устойчивый образ Доброго пастыря, который повторяется во многих катакомбах и всякий раз одна и та же формула, восходящая к изображениям Гермеса - овценосца.
Другой тип изображений - создаются для христианского употребления, чтобы проиллюстрировать расхожую метафору - например, изображение рыбы - мы маленькие рыбки плывущие за большой рыбой - Христом - изображение рыбы. Они пришли из рыбных натюрмортов, но используются в другом качестве.
Позже появятся хризмы, кресты - уже после 313 года.
В катакомбах богослужений не проводили, для этого были домашние церкви.но в римской традиции была традиция символического пира умерших вместе с пришедшими его навестить. Под видом такого совместного преломления хлеба происходило богослужение.
Агнец - единственный общепонятный символ который никогда не исчезал из изобразительной традиции и был абсолютно понятен.
Изображения чудесных спасений
Самая часто встречаемая группа - изображения Ионы, такое внимание к нему т.к. он единственный из прообразов воскресения, который вкладывается в уста самому Христу.
Даниил со львами, Ной в ковчеге, три отрока в печи огненной, Моисей, иссекающий воду в пустыне, Авраам, руку которого останавливает ангел и другие чудесные спасения из Ветхого и Нового завета.
Логика отбора этих изображений опирается на текст, бытовавший в эпоху первых христиан - молитва на исход души, скалькированная с иудейской молитвы. Эта группа сюжетов выполняет функцию доказательства.
Первые циклы - грехопадение и исцеление из катакомб Петра и Марцилина, оттуда же - поклонение Волхвов.
Для человека античности история - это спираль, а христианские авторы боролись со спиралевидной концепцией развития истории, т.к. Воплощение крестной жертвы и воскресение произошло один раз. Утверждается линейная концепция развития истории.
Изображение начинает означать больше, чем она значила в античности, она объединяет более широкий отрезок времени. Образ показывает сразу всю суть происшедшего, объединяя несколько временных моментов.
В этот период изображение стало передавать комплекс идей за счет своей большей емкости, но функция назидательная стала гораздо главней, чем функция декоративная. Изображение лишается эстетической функции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий