7 октября
Термин "Средние века" придуман в 16 веке, во время Высокого Возрождения - так обозначали "темный" период, отделявший античность от времени Возрождения.
Искусствоведческая периодизация отличается от исторического восприятия - для историков средние века начинаются в 313 году, когда Миланским эдиктом христианство утверждается как одна из официальных религий имеерии и заканчивается в 1453 году с крушением Византийской империи.
В искусствоведении восприятие средних веков иное. Первые христианские памятники относятся к 230-240 гг, когда еще жива античность, существует Римская империя и именно это время искусствоведение относит к началу средних веков. Окончание средних веков - 15 век. Арс нова - логичное продолжение готики и наступление новой эпохи - амбивалентный термин, предложенный Панофским.
Периодизация
Раннее христианство - 230-е гг - середина 6 века - "христианская античность"
313 год - Миланский эдикт
330 год - основание Константинополя
394 год - эдикт Феодосия Великого
395 год - разделение Римской империи на Западную и Восточную
410 год - взятие Рима вестготами
450 год - гунны у стен Рима
455 год - взятие Рима вандалами
476 год - падение Западной Римской империи
546 год - взятие Рима отсготом Тотилой
Катакомбный период - 230-е гг - до середины 4 века. Характерно, что какие-то изображения все-таки появились несмотря на отрицательное отношение церкви к каким бы то ни было изображениям. Изображения связаны с погребальными росписями и редкие изображения в домашних церквах ("домус экслесия") - где устраивались первые богослужения. Архитектурных памятников нет. Изображения в большинстве непрофессиональные.
География раннехристианского искусства - Италия, остальная часть Римской империи христианизируются позже, крестились они в основном в арианскую веру, племена эти только недавно начали вести оседлый образ жизни.
Период "легального христианства" - с середины 4 века По середину 6 века - христианство завоевывает уже определенную нишу. Главная задача этого периода - выбрать тип церковной постройки и научиться ее украшать. Внутри Римской империи есть полный круг построек, вписанных в общественный уклад, существует универсальная система типов зданий. Образцом для христианской церкви становится самый нейтральный тип здания - базилика, а не языческий храм. К середине 6 века базиликальные и центрические здания получают единую функцию - богослужебную. Встает задача украшения этого помещения.
Начиная с катакомб начинает формироваться функция образа, у изображения возникает новая роль - оно становится не декоративным, а знаковым , передает определенную реальность.
Формируется новая роль изображения - "догма, выраженная через образ" (Андре Грабар).
Центры - Рим, Равенна. В Равенне до падения Римской империи находилась столица Западной Римской империи, затем в 493 году становится столицей Остготского королевства - одного из самых высокоразвитых варварских королевств. Середина 6 века - время Юстиниана, Равенна становится столицей Равеннского экзархата.
Период "варварских королевств" - 500-800 год ("темные века")
Документов от этого времени дошло очень мало. Варвары заселяют Европу - влечет за собой исчезновение античной городской культуры. Культурные акценты перемещаются - единственный центр грамотности - монастырь.
К 529 году произошли три события - закрылась последняя риторическая школа в Афинах, т .е. умирает античное образование; Юстиниан издает "Дегесты" - свод законов, восходящих к Римскому праву; основание Бенедиктом монастыря в Монтекасино, издается первый устав братства, что предопределило монашескую жизнь Европы на следующие 600 лет. Девиз - "молись и работай", это образ монастыря, открытого в мир, ведущего ученую, порядочную жизнь (в отличие от очень аскетичного восточного типа монашества). При этих монастырях возникают школы, где преподаются семь благородных наук и богословие и латынь.
К середине 6 века относится появление применение термина "готика" - это испорченная варварами латынь, на которой начали писать в 6 веке.
Изобразительная традиция и архитектура - можно рассматривать три зоны - сама Италия, которая пережила переходный период раннего христианства, в этой части Европы есть своя античность.
Два признака сохранения античной грамотности - сохранение ордерного строительства и умение изображать человека.
2-я зона - заальпийская Европа, 3-я зона - то, что лежит за пределами Римской империи - Например, Ирландия, где христианство уже высокоразвито но своей античности не было.
6-8 вв - малый римский ренессанс - происходит в Италии, в это время на папском престоле в основном греки и армяне. Из-за иконоборчества огромное количество мастеров из Византии эмигрируют в Италию.
Каролингское возрождение - 9 век.
Карл Великий в своем капитулярии о монастырях вводит единый тип храмовой постройки - это многобашенная и многоалтарная базилика, провозглашается замена почитания икон почитанием реликвий, т.е. тел и одежд святых, формрование богуслужения вокруг реликвий.
Другой капитулярий - "О науках" - гласил, что в монастырской школе мог обучаться любой, у кого были к этому способности. Как правило, до 12 века монахи - из аристократических семей, обычно это младший сын в семье. Этот указ стал прецедентом для различных исключений, благодаря ему многие выходцы из простых семей получили возможность получить образование.
При Карле Великом создается придворная академия - он собирает со всей Европы ученых. Он попытался связать античный способ проводить досуг и государственность.
817 - 824 гг - Пасхалиевский ренессанс
726 - 843 - Византийское иконоборчество (с перерывом в 787-813 гг).
Первая половина 10 века - Европу атакуют норманны с севера, арабы с юга, и западные славяне с востока.
Оттоновское возрождение 962 - 1024 гг - Оттон 1 ставит заслон атакам западных славян и Оттон Великий образовывает Священную Римскую империи германской нации. Роль императора в дальнейшей жизни средневекового общества колоссальна.
Фактор 1000 года (До 1000 года не строили новых сооружений, но когда поняли, что конец света не наступил, начинают усиленно строить), стремление императора стать императором всего христианского мира. 60 лет правления Саксонской династии - Они считали своим предшественником Карла Великого, поэтому то, что наметилось при Карле, здесь стало законом. Источники для формирования нового стиля - искусство времени Карла Великого, раннехристианского искусства и Византия.
На территории остальной Европы с 980 по 1080 - период первого романского стиля или первый романский период.
Понятие "большого стиля" - романика это первый большой средневековый стиль. В большом стиле объединяются все виды искусства под эгидой архитектуры. Вся художественная продукция сосредоточена вокруг определенного архитектурного типа, для романики таким типом была сводчатая базилика - главный тип постройки.
Причины формирования большого стиля на всей территории Европы - частые пожары, сводчатые перекрытия могли обезопасить постройку от подаров. Другая причина - развитие богослужения, появляется много рукоположенных монахов, которые каждый день должны служить мессу на алтаре и также развитие почитания реликвий. Также развитие акустики, рождение литургической драмы, вход в западное богослужение элементов театра. Также самое существенное - рождение практики паломничества. Сначала в Рим, затем в Сантьяго де Компостела. Вся Европа приобретает новую транспортную сетку, на всех дорогах строятся паломнические церкви.
Все эти причины начинают процесс формирования сводчатой архитектуры. До этого времени умение возводить своды осталось только на одной территории - в Ломбардии, отсюда в начале 10 века разъезжаются по всей Европе артели мастеров, которые обучают умению складывать своды.
К 1080 году складывается ситуация, когда в Европе более менее однообразно научились строить сводчатые базилики.
Скульптура - до конца 11 века как таковой Нет. Существует книжная миниатюра, Особенно на периферии европейского мира - в Испании и Англии. Они создают две абсолютно противоположные друг другу школы - мосарабский стиль - аппликативность, яркие цвета, влияние арабов и с другой стороны - Пред английское изобразительное искусство.
Романский стиль - Центральная Франция - 1080 - 1140 гг
Романский стиль сменился готикой в разное время для каждой территории.
Для зрелой романики характерно формирование сводчатых базиликальных зданий, формирование к 1100 году монументальной скульптуры, это была либо скульптура портала, либо Свободно стоящих статуй практически не существовало.
Несколько теорий происхождения монументальной скульптуры после более чем 500 летнего перерыва - одна из них теория малых форм т.е. под влиянием миниатюры, ДПИ и т.п.
Романика в Италии - 11 - 13 века - также под влиянием античного наследия, как и всегда в Италии. Региональные школы, отличающиеся друг от друга - т.к. единого государства на территории современной Италии нет. Особенности Италии - самые продвинутные сводчатые постройки, особенно на севере, главный тип постройки - не монастырь, а соборный комплекс или городской собор, состоит из здания собора, здания баптистерия и кампаниллы. Выделяется Тосканская школа с инкрустационным стилем. Первая попытка использовать ордер и аркаду как они использовались в античности - более приближено по пропорциям к классическому ордеру.
В рамках итальянской романики можно выделить несколько памятников которые можно отнести к таком явлению как "проторенессанс" - это не стиль и не период а группа памятников, в которых можно просматривать тягу к возрождению античности еще во время романики.
Скульптура романской Италии гораздо больше зависит от античных образцов, чем от миниатюры и от ДПИ. Только Италия в полной мере сохранила монументальную живопись в эпоху романики.
В Риме на протяжении всего времени сохраняется искусство мозаики - это единственное место, где есть мозаики и 3, и 5, и 7 веков (кроме Византии).
В Италии готика называлась "французская манера".
Романика в Германии - середина 11 века - 1235 годы
На немецкую романику накладывает отпечаток их имперское прошлое - здания типа эпохи Карла и Оттонов. Также велико влияние Италии, северные итальянские города поддерживали императора. В архитектуре нет порталов, т.е. мест, где могла бы возникнуть монументальная скульптура.
Романика в Англии начинается с Вильгельмом Завоевателем - 1066 год - до 1180 гг. Английская романика очень зависит от специфической норманской школы, Памятники очень немногочисленны, многие перестроены в эпоху готики. Единственный неповрежденный собор - в Дареме.
Романская живопись для всех территорий - конец 10 Века - 1200 год.
Это монументальная живопись, в основном живопись по сухой штукатурке, не фреска. Техника фрески принадлежит античности, которую возродил Пьетро Кавалини в Риме в 1293 году.
Две группы памятников, условно называются синефонные (Влияние Византии) и белофонные (влияние Англии) фрески. Большая часть живописных памятников того времени - книжная миниатюра. Это еще не типовые, не поставленные на поток, кодексы, где создаются несколько типов композиции, что трудно воплотить в живописи стенной, оказывается возможным в книжной миниатюре. Функция толкования Священного текста - предназначена для избранных, живопись сделана богословами для богословов.
В начале 13 века функция миниатюры меняется - больше ориентирована на светского потребителя, на его образование и развлечение.
Романика - название от "относящийся к латыни", термин готика - также филологический, к искусству стал относится в 16 веке, когда он относился к архитектуре.
Готический стиль - изобретение нового типа архитектурной конструкии (1-й стоечно-балочный тип, 2-й - монолитно-оболочный или арочно-сводчатый тип) и 3-й тип - каркасный тип конструкции, формируется на базе всех достижений романской архитектуры - крестовый нервюрный свод на стрельчатой арке.
Новая струя в богословии связана с объяснением мира, когда все связывается со всем - экстравертное богословие, мир - как зеркало замысла Творца. Развитие университетов, возникает новая прослойка общества - протогуманисты, уже оторвавшиеся от монашества, но еще не ставшие учеными. Рождение светской учености происходит еще задолго до рождения гуманистов 15 века. Развитие коммун, вокруг которых идет строительство городских соборов. Богословие предполагает наглядность объяснения. Рациональность жизни формируется Параллельно с формированием нового очень разумного типа конструкции с новой системой разгрузки стены и новым принципом перекрытия сводов. Такой тип здания соответствует тем критериям, которые уже сформированы богословием.
Готика во Франции - ранняя (цветущая) - 1140 - 1230 гг
Франция - родина стиля, в Европе стиль назывался "французская манера", в самой Франции названия не было.
Зрелая (лучистая) готика - 1220 - 1350 гг - апогей Франции как христианского государства. Возникает идея французского христианского королевства, это время великих готических соборов. После 1204 года в Европу хлынули античные византийские памятники, также развивается "натурализм готики". Возможности стиля достигают апогея.
Поздняя (пламенющая) готика - 1350 гг - 15-й век - эпоха Столетней войны, время, когда готика становится не государственным, а придворным стилем. Прежде всего это Бургундский двор и Беррийский двор.
Декор определенной формы (язык пламени) покрывает любую конструкцию, скульптура становится важнее архитектуры.
Для 1400 года существует термин "интернациональная готика" - единый процесс когда архитектура перестает быть тем видом искусства который толкает стиль вперед. Ведущую роль занимает станковая живопись - алтарные образы и малоформатная религиозная картина для частного потребления. Появление нового потребителя - благочествиый мирянин или просвещенный правитель, живопись выходит из церковного интерьера. Изобретение техники масляной живописи.
Все эти явления порождают к жизни то, что Панофски назвал Ars Nova. Это период - особенное время в истории искусства, буферный период между средними веками и новым временем.
Национальные школы готики - все вторичны по отношению к Франции. В Англии стиль развился в сторону тотальной украшенности и тотального непонимания целей готического стиля. Здание тут это не скелет, конструкция не демонстрируется, а маскируется. В Англии готика была очень долгой, Ренессанса там практически не было.
В Италии- 13-14 веке уже появляются ряд явлений, которые предвосхитили то, что будет в 15 веке. Наряду с проторенессансными зданиями используются готические приемы..
В стенной живописи возрождается фреска, возникает интерес к римского иипа композициям - конный портрет, обманка. Термин проторенессанс (Ввел Якоб Бурхардт), привязан к культуре а не к изобразительному искусству (в российской традиции - к искусству его привязал В.Н.Лазарев).
Германия - развивается тип кирпичной готики. В немецкой готической скульптуре получает развитие то, чего практически не было во Франции - экспрессия. 14-15 век - время мистической религиозности, в немецкоязычных регионах появляется много мистиков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий