пятница, 24 октября 2014 г.

Искусство средних веков / раннехристианское искусство

Украшение раннехристианских построек

В Риме в нескольких местах (в т.ч. в мавзолее Санта Костанца) есть  мозаичные сцены, которые трудно воспринять как полностью языческие или как полностью христианские - сбор винограда, цветы и плоды.  Снаружи раннехристианские церковные здания подчеркнуто скромны.




Изображения догматические - находятся в тех местах храма, которые важны с точки зрения логики строительства и логики богослужения - апсида и конха апсиды, в зданиях купольных - это еще и купол, в сводчатых - не купол, но свод над алтарем. 

Отдельный памятник - кубикул, находящийся в римском некрополе под базиликой Святого Петра (Гипогей Св.Петра) - там в одном из кубикул сохранилась мозаика раннего 3 века -мозаика как искусство,  требующее профессионализма, нехарактерно для раннехристианского искусства - с одной стороны профессионалы работали только, если сами были христианами , но создание образов до середины 4 века однозначно осуждалось отцами-апологетами). Это - первый античный памятник, сделанный профессиональным мастером, который можно назвать христианским. Античный Гелиос соседствует с мозаиками христианского круга. 
Бог Солнца - на рубеже 2-3 века появляется культ непобедимого солнца -  sol invictus, императора начинают изображать в солнечной короне и к императору обращаются с титулом "божественный товарищ" солнца. Когда Константин легализует христианство, из его документации видно искушение назвать "божественным соправителем" Христа, а не солнце, но Константин от этого удерживается, а вот в изображении эта параллель сохраняется . Но это единичный пример.

Изображения в куполах - купольных сооружений на западе не так много, первыми изображениями становятся изображения 5 века в баптистериях. Самые сложные по стилю, самые антикизирующие - мозаики купола неаполитанского баптистерия Сан Джованни Ин Фонте.

Собраны разные чудесные сюжеты связанные с водой (очевидна параллель с крещением). В центре - композиция Передачи закона. Но мозаики сильно пострадали и программу выстроить сложно. 
В баптистериях Равенны изображения сохранились значительно лучше.

Баптистерий православных - в куполе сцена Крещения, как прообраз того, что происходит в баптистерии. Здесь есть персонификация Иордана. Крещение ассоциируется с Богоявлением - явлением всех трех лиц Троицы. В центре сцена Крещения, ее окружают два круга изображений. Второй ряд - шествие апостолов, между ними - августовские орнаменты, внешнее кольцо - по сути это типичные римские обманки, которые аналогичны четвертому помпейскому стилю.
 4 стиля помпейской живописи.
Мозаики очень высокого качества, типажи апостолов напоминают портреты того времени. 

Баптистерий Ариан - построен на полвека позже, явно ориентируется на баптистерий православных, но тут уже нет третьего кольца с архитектурной обманкой.

Арианская ересь была связана с тем, что Христос родился человеком и только в момент крещения на него исходит святой дух. Стиль сильно изменился - все стало проще, контурнее, поменялись типажи.

Еще один способ декорировать перекрытия - мозаика алтарного свода в архиепископской капелле в Равенне - еще на 50 лет позже.

Ангелы, расположенные по углам свода, возносят Хризму - композиция, которая будет часто встречаться. Между ними - 4 символа евангелистов. Это иносказательно переданное Вознесение.

Мозаики перекрытий почти всегда связаны с центрическими пространствами,  в которых происходит сакральный ритуал. 

Мозаики апсид

Апсиды Мавзолея Санта Костанца были приставлены когда мавзолей стал церковью и внутри были устроены христианские алтари.


Две композиции изображают два момента передачи закона - первая мозаика - Традицио Легис - Христос передает закон Петру и Павлу - Христос в иконографии императора, жест адлокуцио - жест прямой речи. 
Вторая композиция - Передача Скрижалей - тоже императорская иконография - Бог Отец изображен Космократором, сидящий на прозрачной сфере, Моисей в одежде римского сенатора. Все реалии Евангелия переводятся в римский обиход. 

Эти мозаики при обычном освещении практически не видно, при этом их стилистика - это стилистика тех мозаик, которые предназначены для близкого рассматривания - светлый фон, множество деталей, неконтрастность, за таким типом изображения стоит декоративная римская живопись, традиционные мозаики пола и сами типажи, пришедшие из образов императора и двух наиболее часто изображаемых божеств - Аполлона и Юпитера. 

Новое в композициях - за Петром и Павлом два домика - это первое изображение двух христианских столиц. 

Апсида Латеранского баптистерия - следующая по времени мозаика - августовский орнамент с вкраплением христианской символики.
Декоративный августовский орнамент приходит в христианский мир - используется тот декоративный словарь, который еще жив в Риме, но его начинают населять новыми символами. 

Мозаики христоцентрические - с начала 5 века - с изображением Христа в центре. 
Мозаика Латеранской базилики (сильно реставрированная) - изображено предстояние Кресту, но тут крест еще изображается не как распятие, а так, как была украшена Голгофская базилика в Святой земле. Проводниками иконографических схем, по которым мы знаем об устройстве Голгофской базилики - ампулы Монца. 

Лучше от раннего 5 века сохранились другие мозаики  - Санта Пуденциана в Риме, сделаны римским мастером - сложные колористически, композиционно.
Эта мозаика - переломный момент в развитии монументального христианского искусства, когда в него входит многозначность и, при сохранении сложности образа, происходят две важнейшие вещи - соприкасается мир видимого и мир невидимого, они накладываются друг на друга (в Риме сверхъестественные существа изображались в виде персонификаций). Складывается понимание того, что у исторического события есть второй смысл, указание на божественное прочтение этого события. Некоторые незначительные детали Ветхого завета начинают приобретать большой смысл.
Трактат о Граде Божием Св Августина - о земном и небесном Икрусалиме и человеку нужно выбрать чего он больше всего хочет - отдать себя полностью земному Иерусалиму или посвятить себя полностью небесному. До этого многозначности в каждом слове не было. 

Официальное название мозаики - Христос с апостолами в небесном Иерусалиме. 

Христос сидит в атриуме, т.е. в центре римского дома. За сценами дома - панорама Иерусалима 4-5 века. За пределами композиции - крест - это следующий шаг смысла, крест окружен четырьмя апокалиптическими существами, и они указывают нам на то, что это происходит уже в небесном Иерусалиме. 
Одно изображение выражает сразу три идеи - и земной Иерусалим, и небесный, и указание на страдание на Голгофе. Единственный случай, когда в мозаике мы видим объемное золото - одежды Христа, что  уподобляют его статуе Юпитера Капитолийского, которую в момент создания мозаики еще не украли варвары с Капитолия.
Христианская идея выражается в помощью иллюзионистических приемов. Здесь встретились несколько моментов - совершенно живая античная иллюзионистичность и христианская образность

Мозаики в Базилике Косьмы и Домиана на Форуме
Композиционно мозаика упростилась - Христу предстоят два апостола и два святых которым посвящена базилика. Но появляется новое - одна и та же идея - Христос являет себя как божество и внизу появляется пояс из изображений агнцев также предстоящих - это символические изображения, а не антропоморфные - одна и та же мысль выражена и образами и символически.
Эти мозаики родственны равеннским мозаикам из баптистерия ариан - видно, что победил восточный стиль, если до этого был эллинизм , то теперь очевидно, что победил восток - жесткая контурность, фронтальность. В Риме, в языческом искусстве тогда тоже побеждали такого рода влияния. 
Начинается соединение образа и знака в одном поле, причем в это время еще не понятно куда пойдет развитие изобразительности. 
В мозаиках Косьмы и Домиана очевидно прочитываются три уровня смыслов - апокалипсиис, второе пришествие и предстояние апостолов

Апсиды 6 века

Сравнение Равеннских  мозаик 6 века и мозаик монастыря Святой Екатерины на Синае того же времени. Сюжет - Теофания  (Богоявление).

В Равенне все выстроено по законам ковровой перспективы - ни один предмет не заслоняет другой, все главные персонажи представлены знаками, только Моисей и Илья в человеческих образах.

Противоположная ситуация в монастыре Святой Екатерины - изображены только фигуры Христа, его учеников и два пророка, которые беседуют между собой.  Фигура перестала иметь объем и вес - они висят на золотом фоне. Для изображения сверхъестественного состояния наработаны новые формы - либо мандорла (миндалевидное сияние славы), либо круглое сияние славы.
И для Синая. и для Равенны победил новый прием - золотой фон, на котором выстраиваются силуэтные изображения. Если искусство 5 века еще воспроизводило определенную среду, то в середине 6 века сформировался зрелый условный средневековый стиль. Один из важных показателей - понятие иератизма (от "иерос" - священный). Желание изображать вещи не такими, как мы их видим, а изображение каждого предмета фронтально, отдельно и близко от глаз, имеет свое объяснение - в поздний римский период увлекались идеями неоплатонизма, где любимая идея - даже обладающий острым зрением человеческий глаз несовершенен и мы видим предметы не такими какие они есть на самом деле, т.е. мы видим необъективно, а тут изображение пытается передать объективное видение, т.е. так, как это видит Бог. Происходит объективизация видения. Сама функция изображения становится иной. 

Украшение нефов

Задача украшения нефов - задача менее ответственная, там не происходит богослужение, для нефов выбирают менее сложные сюжеты.

Например, изображение Шествия - в Равенне шествия мучеников и мучениц - стилистически просто - на золотом фоне, уже нет августовского орнамента, все они почти одинаковы. Мученики идут к изображению Христа (до сих пор не понятно что Христос держит в руке) - первое изображение Христа в котором используются предстоящие ему ангелы. Мученицы идут к Богоматери на троне в окружении ангелов (иконография Богоматерь Регина). Мученицы движутся из старой гавани Равенны, а мужчины идут из противоположной точки с надписью "палаццио." Наверное, первоначально, основу для ихзображения составило шествие короля Теодориах со своими придворными, и это была панорама Равенны, т.е. мозаика отражает  реальные события. 

Мозаики базилики Петра и Павла - параллельно были изображены Старый и Новый завет но эти мозаики не сохранились. 

В Санта Марии Маджоре сохранились мозаики нефов.



В нефе изображен Ветхий завет (28 панно), на триумфальной арке - Новый, мозаики делали две разные артели. В 28 сценах пересказать Ветхий завет очень трудно. Попытки полно проиллюстрировать Ветхий завет предпринимались, но в рукописях. Принцип, по которому выбирали сцены для мозаичных панно - чтобы их понять, надо понимать какие литературные жанры  были в Риме - это биографии. Тут перед нами рассказ о биографиях пяти персонажей Ветхого завета - Авраам,  Исаак, Иаков, Моисей, Иисус Навин.
Картинка здесь - рассказ.
Формируется принцип - в одном пейзаже три разновременных действия.
Время с 1 по 5 век это переход от свитка к кодексу - чтобы найти нужное место в свитке нужно развернуть его весь, пока свиток разворачивают, видят иллюстрации, разбросанные по всему свитку, когда свиток превращается в кодекс найти нужное место удобнее и там появляется иллюстрация на отдельной странице. На нее помещают все те изображения которые были до того разбросаны по свитку. 

Персонажи панно действуют на фоне архитектуры или на фоне пейзажа, но фигура человека больше, чем пейзажный и архитектурный антураж - это то, что придет в средние века и что было еще в Риме (колонна Траяна). 

Здесь тематиеский подбор - изображают детство Христа, т.к. только что победили ересь Нестория и была сделана подборка о периоде с Благовещения по Избиение младенцев. Каждое событие трактовано триумфально - Мария на троне в сценах Благовещения, она изображается в императорских одеждах, даже сцена Сретения показана как парадный прием. Набор сюжетов из Санта Марии Маджоре - картинка играет новую роль- это аргумент в богословском споре. 

Период с середины 4 по конец 8 - период патристики - христианские писатели полемизируют уже не с язычниками а с еретиками. Этот период еще называют периодом 7 вселенских соборов, т.к. когда христианство становится официальной религией перед ним стоит новая задача - выработать догматы веры. Период когда выковывается догма называется периодом патристики (от падре). Изображение учится выражать догму.

В середине 6 века в украшении нефа происходит орфв - базилика Сан Апполинаре Нуово - между декоративными нишами нефа много декоративных сцен.
Изображены чудеса Христа, проповедь, страсти и события после воскресени. Возник новый принцип, с которым надо относиться к тексту - набор богослужебных чтений во время поста и сразу после поста соотносится с набором сюжетов, изображенных в нишах. Т.е. само богослужение влияет на набор сцен украшаюзих неф

К середине 6 века само богослужение стало главной силой, влияющей на программу. 

Мавзолей Галлы Плацидии - середина 5 века
Сам мавзолей - это небольшая крестообразная постройка с небольшим куполом, выше уровня глаз начинаются мозаики, ниже - мраморировки.

Любимый прием позднеантичных мастеров мозаики - показать, что мозаики - это акварель - переход от темного к светлому тону,  приемы иллюзионистические.

Купольный свод - на фоне звездного неба крест и его окружают четыре символа евангелистов - 420-е годв. Если сравнить то как символы евангелистов изображены здесь визанийскими мастерами и в Риме (Санта Пуденциана) - в Риме изображения объемные, иллюзионистические, а тут - изображения легкие, понятно, что эти персонажи невидимые.
Люнеты - свет пропускают плиты оникса. Каждому из этих окон предстоят по двое апостолов а под ними - небольшие натюрморты. Окна здесь - это свет миру - знак, с помощью которого изображен Христос.
Еще один иносказательный образ Христа - добрый пастырь в иконографии Христос - Орфей.
Самая загадочная из картинок - раньше условно называли "св. Лаврентий идет на казнь", но 
до конца 13 века Лаврентия с решетками не изображали. Чтобы понять это изображение нужно искать аналоги, и таким аналогом можно считать иллюстрацию устройства Ковчега из октотевхов, изображение восходящее к ранним возможно еще дохристианским книгам ветхого завета. Фигура которую раньше считали Лаврентием это может быть Христос-первосвященник или Христос судия - тоже иносказательное изображение Христа которые используются в остальных мозаиках Галлы Плацидии

В том же дворе, где был мавзолей Галлы Плацидии, строится церковь Сан Витале. Там сохранился большой участок мозаик в той зоне, где был алтарь - в пресбитерии (помещение, где происходит богослужение). Все сосредоточено вокруг одного события - жертва на алтаре.
Мозаика на арке - начинают преобладать не сдержанные цвета а яркие, полностью торжествует золотой фон. 
В это время на востоке христианского мира - строится церковь святой Екатерины на Синае, где тоже побеждает золотой фон. в 6 веке мастера кладут золотую мозаику так, что выкладываются двухслойной смальтой  и, когда кусочки смальты утапливаются в раствор под разными углами, они отражают свет так,что получается облако света и фигура отрывается от фона и как бы зависает в пространстве в центре апсиды.

В створе пресбитерия над престолом изображено вознесение агнца, прямо над той точкой престола над которой священник поднимает святой хлеб (который называется агнец).

Два боковых люнета - жертвоприношение Авраама - тема евхаристии и прообраз крестной жертвы. С другой стороны - Авель и Мельхиседек - два ветхозаветных праведника, которые объединены жертвой, но во времени они разнесены на столетия. 

Внизу изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры, которые приносят свои пожертвования на этот храм, по подолу ее мантии выткано поклонение волхвов, т.е. в этих мозаиках тоже тема жертвы причем она усиливается по мере приближения к алтарю. Орнаменты в изображении одежд еще следуют за объемом но уже многие вещи утрачиваются в пользу декоративности

Декоративно - прикладное искусство 6 века



Новые черты в ДПИ можно выделить при сравнении памятников 4 и 6 века -  Брешинскую ставротеку - в 4 веке присутствуют объемность, иллюзионизм. И памятник 6 века - трон (или кафедра) епископа Максимиана Равенского - скорее всего, это была церимониальная вещь, сплошь покрыта резьбой по слоновой кости. На спинке изображен цикл детства Христа, на подлокотниках -цикл Иосифа Прекрасного как прообраз истории Христа, на передней стенке  -Иоанн Креститель и четыре евангелиста. 
Все указывает на то, что главная ьема здесь - искусство проповеди, это объединяет одну тему с другой, все изображены с жестами прямой речи. Трон сделан в Александрии, поэтому много параллелей с греческим и римским искусством

С прикладным искусством происходит то же, что и с монументальной живописью - программа соответствует назначению предмета.

Рукописи
Раннехрисвтианская миниатюра сохранилась плохо, иногда только в виде обрывков. От 5-6 века сохранилось семь рукописей.

Принципы иллюстрации библейского текста

Первый принцип - очень подробная иллюстрация в тесте, как в Генезисе лорда Коттона - Книга Бытия, сделанная в Константинополе в 5 веке и содержащая более 300 иллюстраций.
С этой рукописью связано открытие связи мозаик нартекса венецианского храма Сан Марко с этой рукописью, где из 300 сцен в мозаике скопировали сто сцен и повторили на стенах нартекса. 
Из традиции Генезиса лорда Коттона выросло целое направление в иллюстрации Библии.

Другой принцип - Кведленбургская Итала (итала - ранний перевод на латинский язык отдельных частей Библии, который был сделан еще до Вульгаты святого Иеронима). 
Сохранилась часть с подробной иллюстрации книги царств. Персонажи подписаны, также там есть надписи, предназначенные не только для зрителя, но и для исполнителя - инструкции мастеру где что изображать, т.е. глава мастерской размечал страницу и инструктировал художника что ему изображать.
Изображения даны в клетках, рядом с текстом - это античный принцип, который использовался в научных рукописях, где изображения давали в клеточках для классификации, и библейское повествование пытаются организовать подобным образом, но будущего у такого типа не было.

3-й тип иллюстрации - Венский Генезис - изображение находится внизу страницы.

Разница между монументальным искусством и изображением в рукописи - в формате рукописи возможно и необходимо показать более растянутый во времени процесс.

Изображения в языческих рукописях  
Ватиканский Вергилий - на каждом развороте по изображению, это принцип эпоса, который также пытаются перенести на христианские рукописи (Генезис лорда Коттона).


Римский Вергилий - на сто лет позже Ватиканского, картинка на отдельной странице, все построено по ковровой перспективе, события трактованы так, чтобы зритель видел все происходящие события, ни один предмет не заслоняет другой. Построение иерархическое.



Комментариев нет:

Отправить комментарий