понедельник, 27 октября 2014 г.

Особенности голландской живописи 17 в. / ГМИИ / занятие 24/10/14

Голландскую живопись 17 в. в истории искусства принято противопоставлять барочной, пышной живописи Испании, Франции, Фландрии, Италии. Специфика этой живописи обусловлена историей Нидерландов. В 16 в. Нидерланды становятся частью империи Карла V, после его смерти остается под правлением испанского наместника и там идет долгая, кровопролитная борьба за национальную независимость, которая проходит под флагом противостояния католиков и протестантов. Война закончилась разным результатом для юга и севера - Фландрия (южные Нидерланды) остаются под властью Испании, северные - получают независимость и образуется первая в мире буржуазная республика - Республика Соединенных Провинций, которая по названию самой большой провинции называется Голландией.
Ян ван Гойен "Сбор сена"
На искусство Голландии большое влияние оказал протестантизм. В самом начале, в 16 веке, протестантизм сопровождался иконоборчеством, т.к. в произведениях искусства видели проявления идолопоклонства. В Голландии нет церковного заказа, который был главным для живописцев католических стран. Здесь практически нет и больших общественных зданий, требующих крупноформатных произведений. Большие картины здесь - это заказ гильдий, а не аристократии, как в остальной Европе.
Произведения голландских художников адресованы заказчику со средним достатком, картины продаются на рыке, художник должен угадать пристрастия потенциального покупателя, не имея с ним прямого контакта.
Это влечет жесткую конкуренцию - художники работают в тех жанрах, которые им наиболее удаются.Кроме того, существует территориальная дифференциация. 
Вокруг крупных художников работали  группы подражателей, эксплуатирующих пластические схемы, придуманные крупными художниками.
Для того, чтобы картина могла быть продана, ее автор должен быть членом гильдии святого луки (в эту гильдию также входили и производители досок и медных пластин, используемых в качестве основы). Существовала практика подписи главой мастерской картин своих учеников, чтобы те могли быть проданы. Голландские картины почти все подписаны, если подпись отсутствует - это, скорее всего,  или утрата из-за плохой реставрации, или специально уничтожена для фальсификации.

Протестантизм - религия нравоучительная, поэтому искусство несет явный и скрытый назидательный смысл, Вообще, эмблематизм свойственен той эпохе в целом, а не только протестантскому искусству.

Эти условия обуславливают специфическую форму голландского искусства - и стилистичеси, и содержательно.

В России голландскую живопись знали еще до Петра - известен портрет Патиарха Никона с клиром работы Д.Бюхтерса.

При Петре в России собирают в основном работы кабинетного формата, основные шедевры приобретены в коллекцию при Екатерине.

Голландия была очень веротерпимой страной, здесь достаточно комфортно жили и католики, и иудеи. Многие голландские художники оставались католиками и писали картины на соотвествующие темы.
Морально-назидательные сюжеты голландские художники-протестанты часто брали из Ветхого Завета.

Хендрик Гольциус "Благовещение" 
Х.Гольциус - принадлежит к харлемским академистам. Понятие академии в Харлеме (как и в Болонье) - это прежде всего содружество, клуб по интересам. Харлемские академисты побывали в Италии,  вернувшись, они столкнулись с такой проблемой, как запрет на использование обнаженных моделей.
Такие картины можно отнести к позднему маньеризму на голландской почве.
Картина написана на трех соединенных досках, поэтому очень чувствительна к температуре и ГМИИ не дает ее на выставки, хотя в творчестве Гольциуса она занимает существенное место.

Утрехтские караваджисты.
Жители Утрехта, в отличие от большинства художников протестантской Голландии, исповедовали католицизм и всё ещё поддерживали связь с культурным и религиозным центром того времени — Римом. В 16 веке в Голландии и вообще в северных странах возникает движение "романизм" - художники едут в Италию изучать искусство итальянских мастеров. Там знакомятмся с творчеством Караваджо, который был очень популярен в Италии. Сам Караваджо учеников не имел, но оказал огромное влияние на все дальнейшее развитие живописи.
Если художник - караваджист работал в Италии, его национальную принадлежность, как правило, определить сложно. Но по возвращении на родину, художники возвращались к национальной традиции в живописи, сочетая ее с приемами Караваджо.


"Пастух и пастушка" Герард ван Хонтхорст

Герард ван Хонтхорст получил в Италии прозвище "ночной", его картины, написанные в италии долгое время считали произведениями анонимного римского художника - настолько сложно было определить его принадлежность к голландской художественной школе.
"Пастух и пастушка" хорошо демонстрирует особенности голландских караваджистов - популярная пасторальная тема, контраст света и тьмы, скульптурно выступающие фигуры, эмблематизм (флейта - эротический подтекст). 
Если художник - караваджист работал в Италии, его национальную принадлежность, как правило, определить сложно. Но по возвращении на родину, художники возвращались к национальной традиции в живописи, сочетая ее с приемами Караваджо.
Эмблематизм может быть воспринят на трех разных уровнях - в морально-назидательном контексте - это самый простой уровень восприятия, далее - в эротическом, и самый сложный для понимания - религиозно-теологический. Один и тот же предмет на разных уровнях может иметь свое толкование.

Художники - прерембрандтисты
Это художники, работавшие в Амстердаме и опиравшиеся на творчество Адама Эльсхеймера - художник, который, не будучи сверх талантливым мастером, при этом был генератором творческих идей, его называли "римский немец". Он был предшественником Клода Лорена в жанре пейзажа, прерембрандтистов в жанре религиозно-мифологической живописи.



Питер Ластман - "Давид и Ионафан" - то, из чего потом выйдет Рембрандт.


"Распятие" Томас Хендрикс де Кейсер
Томас де Кейсер - главный конкурент молодого Рембрандта, когда тот приехал в Амстердам. Был главным амстердамским портретистом, при этом был католиком и писал картины на евангельские сюжеты.
В картине "Распятие" разное число гвоздей, которым прибиты Христос и разбойники восходит к старой северной иконографии Дюрера и Кранаха.


"Сусанна и старцы" Саломон де Брай
"Сусанна и старцы" - типичная картина голландского исторического жанра.
В Голландииновозаветные сюжеты были не очень популярны, но изображения евангелистов спросом пользовались, т.к. в них голландцы видели толкователей Слова Божьего. Их покупали в коллекцию и протестанты. 
Работа Франса Хальса "Евангелист Марк" - поступило в коллекцию ГМИИ несколько лет назад. Хальс писал в основном портреты, но было известно, что он работал и в религиозном жанре. Все четыре картины имеют один и тот же источник света. В Архивных документах Эрмитажа есть записи о том, что серия "Четыре евангелиста" была приобретена в коллекцию, но, в период освоения новых крымских территорий при Екатерине, эти картины были переданы в Малороссию. 


После революции только две картины вошли в коллекцию Одесского музея (одна из них - Евангелист Святой Лука). В середине ХХ века искусствовед и реставратор Клаус Гримм приобрел картину и отреставрировал ее, очистив от поздних записей.


"Аллегория веры" Корнелиссен ван Харлем 
Корнелис ван Харлем - харлемский академист, его "Аллегория веры" написана в одном городе и в одно и то же время, что и "Евангелист Марк", но очевидно, что это художник другого стилистического направления. Обнаженную натуру он писал с гипсовых моделей, но на такого размера картине, возможно, работал с натурщицей.


Комментариев нет:

Отправить комментарий