![]() |
И.И.Машков "Автопортрет" 1911 |
![]() |
А.Матисс "Автопортрет" 1918 |
Анри Матисс
Матисс - один из революционеров французской живописи, его роль сравнима с ролью Сезанна - он открывает пути абстракционизму и авангарду, при этом у Матисса еще не утрачена связь с традицией живописи 19 века.
Учился в мастерской Гюстава Моро - художника- символиста, где учились многие фовисты. Матисс вспоминал, что Моро учил их не столько живописному мастерству, сколько любви к живописи, водил в Лувр, заражал их страстью к старым мастерам и, благодаря этому,ои имели возможность учиться у работ старых мастеров освоить художественные принципы старых мастеров.
"Натюрморт с персиками" - чувствуется интерес к натурализму. Но, постепенно, манера меняется - появляется интерес к импрессионизму прежде всего к Клоду Моне.
"Фрукты и кофейник"
Матисс оставил много письменных источников, его биография написана Хилари Сперлинг - на основе архивных документов. Матисс говорил, что имперссионизм научил его иначе относится к цвету - сравнивая два натюрморта видно разницу - краски стали ярче, колорит стал более насыщенный светом, появилось атмосферное состояние. Матисс пишет, что импрессионисты научили его разлагать свет на цвет.
Матисса всегда увлекали теории, которые были основаны на цвете, увлечение цветом видно на протяжении всей жизни Матисса. Его интересуют цветовые контрасты, он ставит задачу сделать эти контрасты более насыщенными.
"Вид Люксембургского парка" 1901 - отказывается от принципа изобразительности цвета (листва уже не зеленая и т.п.). Его больше, чем похожесть мотива, интересует игра цвета, он - первый авангардный художник, для которого формальные законы живописи начинают преобладать над законами изобразительности.
После периода влияния импрессионизма, у Матисса начинается период увлечения неоимпрессионизмом, когда он знакомится с Полем Синьяком. Теория неоимпрессионизма заставляет его сделать следующий шаг в направлении очищения цвета и поиска новых живописных приемов.
"Роскошь, покой и наслаждение" - соединение идей Сера и Сезанна - все цвета очень насыщенные.
Тема обнаженных купальщиков на природе в большеформатной картине очень интересовала Сезанна, который хотел объединить обнаженную натуру (античность и Пуссен), с методами импрессионизма. Одну из картин Сезанна на эту тему - "Купальщики" Матисс купил и она всю жизнь находилась у него в мастерской, он писал что для него это "бесконечный учебник живописи".
С момента увлечения неоимпрессионизмом палитра Матисса становится все ярче и он все больше погружается в поиски насыщенных цветовых контрастов. Дальше начинается период фовизма.
Яркие насыщенные цветовые (а не тональные) контрасты, цвета чистые, без нюансов, разделение фона на плоскости чистого цвета, черные контуры - сделано для того, чтобы подчеркнуть плоскостность композиции. Матисс совершает революцию в отношении пространства - он настаивает на подчинении пространства плоскости холста, отказывается от глубины пространства, от трехмерного объема. Он всячески избегает иллюзионизма и этим он открывает путь абстракционистам.
Фовизм - явление очень короткое - 1905-1908.
Дальше Матисс начинает интересоваться тем, как совместить цвет и рисунок в одной картине.
Панно для особняка С.И.Щукина "Танец" и "Музыка". - проблема взаимоотношения рисунка и цвета у Матисса в этот период решается так, что у него рисунок органично следует за цветовыми отношениями. Орнаментальные ритмы заставляют его менять контуры фигур - если его не устраивала форма цветового пятна, он менял контуры и положения фигур.
Талант орнаменталиста проявляется в картинах, написанных после "Танца" и "Музыки".
"Семейный портрет" 1911 из собрания Щукина - тоже большого размера, начиная с 1910-х гг Матисс пишет много картин большого размера, сам художник называл такие картины "панно". Вся композиция строится на столкновении разнохарактерных орнаментов. Любовь к орнаментам и ярким цветовым сочетаниям приводят Матисса к увлечению восточными тканями и русскими иконами.
Начиная с 1920-х гг Матисс работает в районе Ниццы, живопись его меняется - становится более фигуративной, что отражает общую послевоенную тенденцию возврата к классике .
"Одалиска в красных шароварах"
Матисс все больше начинает увлекаться современными направлениями - абстракционизмом, сюрреализмом.
"Розовая обнаженная" - все становится плоское, нет натуроподобия, акцентируется черный контур. Матисс все больше начинает интересоваться линией, а не цветом. Начинает делать декупажи.
Традиции новой живописи наследуются русскими художниками. Начало 20-го века - это единственный период, когда русское искусство не отстает, а идет впереди всей европейской живописи.
"Бубновый валет" - художники пошли путем фовистов, сезаннистов и кубистов, попытались связать открытия французского авангарда с традициями старых мастеров. На выставки БВ привозили картины иностранных художников, главный принцип был совместимости картин.
Илья Иванович Машков
Мастерская Машкова появилась довольно рано, сначала существовала при Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где учился сам Машков в мастерской у Серова.
Но довольно быстро Машков ушел от Серова и основал свою мастерскую, куда сразу поступили Фальк и Осьмеркин.
В 19 Машков едет в Европу, где знакомится с новой живописью. Возвращается совсем другим художником - "Портрет Киркальди" открывает новый этап в его творчестве.
Самые сильные влияния - от картин Матисса и Сезанна ( иногда Бубновых валетов называли "русскими сезаннистами"). В "Портрете Киркальди" выражены приемы Матисса: плоскостность композиции, яркий открытый цвет, игра с двухмерностью и трехмерностью пространства. Цвет у Машкова здесь еще более яркий, если цвета Матисса глубокие и спокойные, то у Машкова цвета кричащие, напоминающие лубочные картинки. Матисс пишет так, что сквозь краски просвечивает холст, а у Машкова живопись очень пастозная.
"Синие сливы" - явно соединяет принципы Сезанна - конструктивность композиции, ритмические повторы с принципами Матисса - контрастные цветовые сочетания.
Машков, в отличие от Матисса, сложно выстраивает цветовые градации внутри каждого пятна, его пятна дифференцированы по цвету и за счет этого создается ощущение объема в пространстве.
Постепенно отходит от принципов Матисса и Сезанна в сторону кубизма - "Портрет художника Мильмана" - это скорее намек на кубизм, игра с ним, он не отказывается ни от цвета, ни от пространства.
Начиная с 1916 и особенно в 1918-20 г г в творчестве Машкова происходят изменения - интерес переносит на работы старых мастеров. Появляются ампирные кресла, фарфоровые статуэтки, веера. Его поздние работы - соединение изобразительности и отвлеченности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий