Фламандская живопись 17 в.
На развитие живописи во Фландрии оказало большое влияние творчество Рубенса. Двойственный характер живописи - создавались крупноформатные полотна, но наряду с ними было много работ кабинетного формата, были рассчитанны на тщательное разглядывание.
![]() |
Сатир в гостях у крестьянина Якоб Йорданс |
Технологическая эволюция европейской живописи - от деревянных основ к холстам, от темперной живописи - к масляной, от белых грунтов - к цветным (наглядно этот переход виден в работах Тициана). На светлом грунте писали от темного к светлому, на темном - наоборот, от светлого к темному.
В 16 веке начинают писать на кованых медных пластинах - сначала пластины толстые, затем утоньшаются и увеличиваются в размере (могли доходить до 1 метра по большей стороне). Такие тонкие медные пластины крепились на деревянную основу как и холсты. Особенность работы на медной пластине - отсутствие грунта, сама пластина выступает как грунт. На медной пластине с течением времени (более 150 лет) образуется медная окись, которая создает ощущение зеленоватого грунта, тональная гамма произведения меняется.
Так изменился колорит произведений Яна Брейгеля Бархатного - именно поэтому он и получил прозвище "бархатный" (в 19 веке, а не раньше). Коллекционеры его работы ценили очень высоко еще при жизни мастера. Работ его много, ему помогал сын и сейчас возникают сложности с аттрибуцией.
![]() |
Пейзаж с кузницей Ян I Брейгель |
Брейгеля Бархатного копировали и ему подражали - течение 2-го пражского маньеризма - картины в таком стиле писали в конце 17 - начале 18 века художники, жившие в Праге, они не делали подделок и ставили на картинах свои подписи, но их работы сейчас могут быть использованы фальсификаторами. Если картина была написана до изобретения берлинской лазури, то аттрибутировать такую картину может быть сложно.
Питер Пауль Рубенс
Еще во время первой поездки в Италию Рубенс начинает коллекционировать, его интересует и античность, и Возрождение. Если он не мог приобрести предмет, он делает зарисовки. Потом все эти зарисовки и предметы он будет использовать как рабочий материал для картин своей мастерской.
Вообще, мастерская была большая, заказов много, что обусловлена тем, что Фландрия вновь сделала католичество госуд.релинией и появилась большая потребность в декорировании храмов.
В мастерской Рубенса, как и других северных мастеров, был четко расписан функционал всех членов. Сам мастер делал эскиз - как, например, "Апофеоз инфанты Изабеллы" - на дубовой доске на белом грунте мастер делает рисунок и пишет прозрачными красками, которые сов ременем становятся еще более прозрачными. К эскизу ассистенты писали большую композицию, над которой работали несколько человек. На этапе лессировок Рубенс проходил всю композицию своей рукой. таким образом написано большинство крупноформатных картин Рубенса.
У Рубенса были штатные граверы, которые делали репродукционные гравюры с его работ (сам он техникой репродукционной гравюры не владел).
Собственноручно Рубенс писал только картины небольшого формата - как, например "Вакханалия" из ГМИИ.
В композиции картины использовал фигурные зарисовки, которые он сделал с античного саркофага. Картина была переведена на холст с деревянной основы, поэтому есть некоторые утери.
Рубенс свои работы не подписывал. В письмах подписывал свое имя на итальянский манер.
Якоб Йорданс - сам художник себя называл Жак, что видно из документов. Впоследствии это имя переделали в Якоб, чтобы подчеркнуть национальные корни. Он работал в мастерской Рубенса как ассистент, но учился не у Рубенса, а у Хендрика ван Баллена. Его творческая эволюция была обусловлена тем, что уже в зрелом возрасте он перешел из католичества в протестантство. Как следствие - уникальный метод работы художника - все его холсты надставлены по краям, причем самим художником. Он делал композицию центральной части и оставлял в мастерской дожидаться выгодного заказа, в результате торговли с покупателем картина, как правило, надставлялась по краям и мастер еще раз прописывал центральную часть вместе с новыми надставленными участками.
Картина Одисеей в пещере Полифема" принадлежала Рубенсу. Видимо, это - эскиз для шпалеры. Холст был надставлен после жизни автора, в ГМИИ рещили придать картине авторский вид и надставленные участки убрали.
У Рубенса были штатные граверы, которые делали репродукционные гравюры с его работ (сам он техникой репродукционной гравюры не владел).
Собственноручно Рубенс писал только картины небольшого формата - как, например "Вакханалия" из ГМИИ.
![]() |
Вакханалия Петер Пауль Рубенс |
Рубенс свои работы не подписывал. В письмах подписывал свое имя на итальянский манер.
Якоб Йорданс - сам художник себя называл Жак, что видно из документов. Впоследствии это имя переделали в Якоб, чтобы подчеркнуть национальные корни. Он работал в мастерской Рубенса как ассистент, но учился не у Рубенса, а у Хендрика ван Баллена. Его творческая эволюция была обусловлена тем, что уже в зрелом возрасте он перешел из католичества в протестантство. Как следствие - уникальный метод работы художника - все его холсты надставлены по краям, причем самим художником. Он делал композицию центральной части и оставлял в мастерской дожидаться выгодного заказа, в результате торговли с покупателем картина, как правило, надставлялась по краям и мастер еще раз прописывал центральную часть вместе с новыми надставленными участками.
![]() |
Одиссей в пещере Полифема Якоб Йорданс |
"Натюрморт с лебедем" Франса Снейдерса - типиный пример когда над картиной работали два художника - в то время была жесткая конкуренция и художники работали над тем, что им больше всего удавалось - портрет, пейзаж, натюрморт - писали на одной картине разные художники.
Антонис ван Дейк
Его творчество можно условно разделить на несколько периодов - 1й антверпенский, итальянский, 2й антверпенский и английский.
Если Рубенс видит человека как определенный типаж, то ван Дейк - прирожденный портретист, он видит индивидуальность, неповторимость его персонажей. По ван Дейку изданы 2 каталога резоне, что усложняет аттрибуцию.
Ван Дейк создал устойчивый стереотип парадного портрета, который использовали и его современники, и последователи. Фактически весь европейский портрет выходит из той композиционно - пластической формы, которая была разработана ван Дейком.
Антонис ван Дейк
Его творчество можно условно разделить на несколько периодов - 1й антверпенский, итальянский, 2й антверпенский и английский.
Если Рубенс видит человека как определенный типаж, то ван Дейк - прирожденный портретист, он видит индивидуальность, неповторимость его персонажей. По ван Дейку изданы 2 каталога резоне, что усложняет аттрибуцию.
![]() |
Леди д'Обиньи и графиня Портленд Антонис ван Дейк |
Комментариев нет:
Отправить комментарий