Термин "постимпрессионизм" возник в критической литературе 20-х гг 20 века, он очень условный. К постимпрессионизму относят только 4 художников - Сезанн, Гоген, Ван Гог и Тулуз-Лотрек.
Поль Сезанн сыграл очень важную роль в искусстве 20 века, его творчество - фундаментальная база авангарда.
Сезанн вслед за импрессионистами делает следующий шаг в сторону отказа от повествовательных и изобразительных свойств живописи. Сезанн - художник теоретизирующий, формулирующий концепции своей живописи. В истории развития живописных направлений Сезанн считается переходным звеном от импрессионизма к абстракции. Он еще сохраняет традиции импрессионистической живописи.
На протяжении всего творчества есть тема обнаженных купальщиков, что отсылает к Пуссену. Он берет принципы классического искусства при построении рациональных композиций, его пространство четко и геометрично организовано. Он возвращает рисунок, от которого отказались импрессионисты - у Сезанна контуры фигур четко очерчены, также возвращает проблему сосуществования в живописи линии и цветового пятна.
На примере Сезанна ярче всего проявилась новая модернистская концепция творческой личности. Если художники прошлого зависели от заказчика, от многих внешних факторов, то во второй половине 19 века, начиная с Мане, художник становится более независимым, одним из методов творчества художника становится метод провокации зрителя. С Сезанна начинается еще более обособленное, автономное существование художника.
В творчестве Сезанна принято выделять несколько периодов - ранний (романтический) - 1860-е гг, импрессионистический - 1870-е, потом конструктивный 1880-е до середины 1890-х и последний, поздний период - синтетический - начиная с середины 1890-х до 1906.
Ранний период - становление художника, Сезанн формируется под сильным влиянием французских художников 19 века - Мане, под впечатлением от Мане он увлекается старыми мастерами.
Натюрморт "Хлеб и яйца" - напоминает работы старых мастеров - предметы выставлены как на работах голландских мастеров, темный фон - от испанского натюрморта. Предметы простые, тоже как у испанских мастеров.
Ранние натюрморты написаны очень пастозно, что придает предметам очень материальный характер. Это качество принято связывать с южным происхождением Сезанна, когда все освещено солнечным светом и воспринимается очень осязаемо.
"Сахарница, груши и синяя чашка" - отсылка к французской художественной школе (Шарден), Сезанн создает объем с помощью цвета. У него появляется стремление заменить тон чистым цветом и изучать возможности чистых цветов.
Ранние фигуративные композиции строятся на контрастах и экспрессии. Здесь чувствуется влияние Домье и Делакруа.
Также влияние на Сезанна оказал Адольф Монтичелли - работал в 1860-1870-е гг, работал в Марселе.
Его живописная манера разительно отличается от академической манеры. Монтичелли пишет композиции в духе рококо. Делает пастиши - вариации на тему произведений другого художника. Манера - свободная, эскизная, очень пастозная, яркие цветовые пятна на темном фоне.
В 1870-е годы Сезанн знакомится с Писсаро и под впечатлением Писарро у него радикально меняется стиль - он начинает писать на природе.
"Дом доктора Гаше" - полностью уходят черные фоны, контраст темного фона и ярких цветовых пятен на первом плане, палитра становится импрессионистической. Меняется манера - более мелкий и более квадратный мазок, живопись становится более гладкой. Появляется ощущение света, воздуха, как у импрессионистов.
"Дом повешанного" - Сезанн уже отличается от импрессионистов. Он выстраивает пространство с помощью цветовых градаций. Он пытается соединить разные планы в один.
Для создания ощущения уплощенного пространства он помещает светлые блики на дальнем плане, таким образом пространство заднего плана приближается к первому.
Природа у Сезанна лишена элемента случайности - они тяготеют к пустынности, изображая дома он старается избегать чрезмерного изображения окон и дверей, формы домов стремятся к рациональным объемам, деревья располагаются ритмично.
Конструктивный период - самые знаменитые пейзажи этого периода - это пейзажи с горой Сан Виктуар.
"Замок Медан" - все выстроено параллельно, очень конструктивно.
В картинах 80-х гг мазок приобретает более систематический характер - мазки наносятся параллельно друг другу. Это мазок, который придает композиции характер рационально выстроенной структуры.
Картина выстраивается снизу вверх, такой прием построения пространственных планов разительно отличается от традиций станковой живописи. Картина таким образом становится объектом в себе, она начинает работать по законам плоскости, композиции, а не по законам иллюзорного мира, что будет очень важно для кубистов и других авангардистов.
Один из любимых мотивов этого периода - гора Сан Виктуар.
Ограниченная колористическая гамма. Пейзаж панорамный, т.е. высокая точка зрения, что дает ассоциации с классическими пейзажами (Пуссен). Природа лаконичная, домики Сезанн сводит к геометризованным объектам, которые повторяет ритм мазков.
Сезанн часто оставляет незакрытый цветом грунт, он говорит, что картина считается законченной, когда так считает художник.
В пейзажах с горой Сан Виктуар горизонтальные членения сочетаются с диагональными.
Важная тема этого периода - натюрморт. Как и в пейзаже, он преследует цель максимального уплощения пространства и для этого совмещает несколько точек зрения.
Желание написать форму цветом - плоское пространство вступает в противоречие с объемными материально написанными предметами натюрморта. Он отказывается от тональных градаций и лепит объем локальными пятнами чистого цвета. Цвет не оказывает влияния на соседние предметы - нет бликов на белой скатерти, предметы существуют автономно, контрастируя друг другу. Этот принцип будет взят за основу фовистами.
Портреты конструктивного периода - "Портрет Воллара" - считается что именно этот портрет открывает путь портретам кубистов. Фигура превращается в сетку абстрактных линий и ритмических перекличек.
Поздний Сезанн - тоже пишет гору Сан Виктуар, но эти пейзажи совсем другие.
Эти работы явно предвещают будущие открытия французских авангардистов. Картина организуется как плоскость, все формы подчиняются ритму мазков. Фактически он разрушает предметный мир с помощью своего мазка.
Жорж Сера
Основатель еще одного метода освоения новой импрессионистической живописи. Идет, как и Сезанн, от чувственной спонтанности импрессионизма к ясности и абстрактности композиции.
Метод дивизионизма основан на теории Шевроля, потом Сера развил метод с помощью теорий цветовых контрастов и других теорий цвета.
Теория Огдена Руда - разделение света и цвета. Ученый экспериментально доказывал, что оптическое смешение цветов при зрительном восприятии ярче и светоносней, чем смесь пигментов на палитре.
Теория Шарля Анри - цвет и линия это носители определенного эмоционального начала. Теория основана на особенностях психофизического восприятия.
Сера начинает с рисунков, его учителем был Анри Леман - ученик Энгра. Благодаря этому опыту Сера освоил традицию неоклассической и классической живописи, поклонником которой был Энгр.
Рисунки сделаны в характерной для Сера технике итальянского карандаша (Черный мел) на очень фактурной бумаге (называют "бумагой Энгра" или верже). Ранние рисунки по сюжетам очень простые, отсылают к рисункам Домье, как и техника тонального рисунка. Но у Сера почти нет четких контуров, фигура стремится к тому, чтобы раствориться в окружающей ее дымке. Фигуры окружены светлыми ореолами, из ввел еще Делакруа, ореол создает переход от фигуры к фону, создается ощущение воздуха , окружающего фигуру.
Сера пользуется в ранних рисунках особой техникой - обычно итальянским карандошом работают в технике растушевки, но у Сера это отдельные линии, которые, накапливаясь , создают глубину черного цвета и градации оттенков серого. Если у импрессионистов предметы погружены в воздушную атмосферу, то у Сера - в световую субстанцию.
Крокетоны - небольшие дощечки , иногда загрунтованные, иногда нет. Это были натурные этюды, написанные на пленере в манере импрессионистов.
"Косец" - мазок отдельный, чистого цвета, как и у импрессионистов. Планы читаются не вглубь а снизу вверх как это было у Сезанна. Фигура косца перерезает два плана, четкое цветовое разделение плоскостей. Сера применяет цвет очень рационально, математически. Намеренно делит планы на ясные чистые цветовые зоны, которые он соединяет с помощью цветовых рефлексов. За счет использования дополнительных цветов желтый звучит ярче.
Ранние крокетоны по сюжетам похожи на работы Милле - "Крестьянки за работой" Сера vs Милле - "Собирательница колосьев", самая известная тогда картина Милле.
"Купание в Аньере" - первая большеформатная картина Сера, выставленная в Салоне независимых.
Размер - это уже отход от импрессионистических принципов, т.к. такой формат невозможно написать полностью на пленере. Композиция имеет черты сходства с работами - сюжет ( отдых в пригороде на берегу реки). Отличает построение композиции - она ясно выстроена, Строится на ритме диагоналей. Композиция центричная, четко выстроенные пространственные планы. Композиция статична, стабильна, очень монументальна. Фигуры трех главных персонажей изображены четко в профиль что тоже усиливает статичность. Локальные краски - отсылка к Пьеро дела Франческа. Мазки - разные для разных фактур.
Метод работы Сера - большое количество эскизов, которые он потом соединяет в большую картину, это тоже отсылка к методам старых мастеров.
"Воскресный полдень на острове Гранд Жатт " - считается первой работой неоимпрессионизма, после этой картины у Сера появляется масса поклонников и подражателей.
Сюжет - характерный для импрессионизма - загородные прогулки парижан. Сами фигуры и из положение в пространстве Сера не очень волнует, он допускает неточности - фигуры разных планов соединяются, Сера относятся к фигурам как к неким ритмическим и композиционным элементам, которые позволяют ему выстроить в картине определенный ритм цветовых пятен, вертикалей и горизонталей.
Цветовое решение - каждая группа трактована как цветовое пятно, строящееся на цветовых контрастах. По мнению Сера гармония должна основываться на контрастах.
Такая рассчитанность композиции выделяла Сера среди современных художников и позволяла сравнивать его с мастерами классицизма.
Считается, что колорит картины сильно потемнел, т.к. Сера использовал нестойкие к свету белила.
Каждое цветовое пятно не однородно, а состоит из разных оттенков цвета. Звучание цвета усиливается за счет точек дополнительного цвета. Каждое из пятен изображено на контрастном фоне.
Картина написана разнообразным мазком, но Сера пытается объединить вибрацию мазка систематическим нанесением поверх точек контрастного цвета. Мазки здесь не равномерно нанесенные точки.
Метод Сера отличается аналитичностью, продуманностью.
Параллельно пишет пейзажи - еще один тип композиции Сера. От крокетонов отличается законченностью. Пейзажи пустынные, композиция более схематична, строгая.
"Маяк в Онфлере"
Пейзажи дописывает в мастерской, придавая им большую композиционную завершенность.
"Натурщицы в мастерской"- то, что натурщиц три вызывает ассоциации с античностью - три грации, как и пирамидальная композиция.
Два разных пространства - закрытое, к которому повернута натурщица, изображенная в профиль, другая часть композиции где изображен фрагмент картины - открыта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий