![]() |
Фреска, изображающая разрез первоачальной базилики Св.Петра, потсроенной по приказу Константина |
Базиликальный разрез - это характеристика здания когда центральный неф выше боковых и таким образом высвобождается зона клеристория.
В языческом Риме сверхъестественную реальность обозначали через персонификации. Например, Апофеоз Императора - при помощи аллегорических фигур (Вечность, возносящая императора Антониа), т.е. это был свой язык, который пока еще неведом христианскому искусству.
Новое, христианское, искусство вырабатывает свой новый язык, несвойственный римского искусству - язык символов, в то время как римскому искусству был свойствен язык аллегорий и атрибутов.
Новое, христианское, искусство вырабатывает свой новый язык, несвойственный римского искусству - язык символов, в то время как римскому искусству был свойствен язык аллегорий и атрибутов.
На стыке официального и неофициального христианского искусства стоит такая группа памятников как саркофаги. Саркофаг, как правило, сохраняется полностью и мы видим в виде ансамбля то, что в катакомбах до нас дошло частями, из которых мы пытаемся собрать одно целое. Кроме того, в саркофаге видна программа, которую сложно понять в катакомбах.
По своей типологии саркофаги делятся на прямоугольные и овальные. С точки зрения это могут быть саркофаги орнаментальные, фризообразные, начало фризообразный тип берет с эллинистического саркофага (т.н. Саркофаг Александра Македонского), самый высоко развитый тип саркофага - тип с архитектурными ячейками (саркофаг Юния Басса).
![]() |
Саркофаг Александра Македонского |
![]() |
Саркофаг Юния Басса |
Античный саркофаг имел одну тему - либо баталия, либо сбор винограда, либо шествие Диониса и т.п. Могут быть т.н. Анекдотические саркофаги - это саркофаг с историями (например, подвиги Геракла), в таких саркофагах разворачивается нарратив.
Один из самых ранних саркофагов, от которого осталась только передняя крышка - саркофаг Ионы.
История Ионы связана с темой воскресения Христа и поэтому часто встречается в катакомбах. Здесь мы видим нарративное повествование. При этом изображены различные темы - с воскресением Лазаря, с Моисеем, иссекающим огонь из скалы, Ноем в ковчеге. В одном поле соединяются несколько разноплеменных сюжетов, чего не было раньше.
История Ионы связана с темой воскресения Христа и поэтому часто встречается в катакомбах. Здесь мы видим нарративное повествование. При этом изображены различные темы - с воскресением Лазаря, с Моисеем, иссекающим огонь из скалы, Ноем в ковчеге. В одном поле соединяются несколько разноплеменных сюжетов, чего не было раньше.
Саркофаг Констанции - в августовском орнаменте среди гирлянд и маскаронов изображается сбор винограда. Тема, которая может быть привязана к христианству, но может быть и просто декоративным украшением, как в римском искусстве.
Саркофаг Трех пастырей - фигуры пастырей повторяются три раза, но пока еще это не обязательно именно христианский саркофаг.
Саркофаг Трех пастырей - фигуры пастырей повторяются три раза, но пока еще это не обязательно именно христианский саркофаг.
В это время существует еще целый ряд памятников, который нельзя привязать ни к христианству, ни к язычеству.
Мозаики Санта Констанца - на сводах мозаичные кресты, но также есть сцены с цветами и плодами, также со сбором винограда, портреты умершей и ее супруга. Очевидно, что в это время (320-330 гг) языческое отношение к образу как к вещи декоративной еще очень активно.
Мозаики Санта Констанца - на сводах мозаичные кресты, но также есть сцены с цветами и плодами, также со сбором винограда, портреты умершей и ее супруга. Очевидно, что в это время (320-330 гг) языческое отношение к образу как к вещи декоративной еще очень активно.
В официальном искусстве декоративное начало будет жить еще долго,
Мозаики собора в Аквилее - там не было гонений на христиан и там рано образовалась община и рано было построена церковь - уже в конце 3 века. От этой церкви сохранились мозаики пола.
Помимо орнаментов и разного вида рыб (как в Золотом доме Нерона), среди этого римского рыбного пейзажа, изображен Иона. Он вписан в морскую тематику - внутри совершенно привычного декора пола появляется декор христианский. Мозаика еще сохранила свое устойчивое место - на полу, как в Риме.
Помимо орнаментов и разного вида рыб (как в Золотом доме Нерона), среди этого римского рыбного пейзажа, изображен Иона. Он вписан в морскую тематику - внутри совершенно привычного декора пола появляется декор христианский. Мозаика еще сохранила свое устойчивое место - на полу, как в Риме.
Следующий шаг - сначала в саркофагах, потом в монументальном декоре отходят от языческой декоративности и полностью уходят в христианскую тематику.
Саркофаг Двух братьев - вперемешку поставлены новозаветные и ветхозаветные сюжеты. В античный анекдотический принцип вторгается разнобой, который говорит, что речь уже идет не о рассказывании истории, а о необходимости иллюстрации некой идеи. Тема спасения после смерти - главная тема этого саркофага, тема новая и для язычества, и для иудаизма.
Саркофаг Двух братьев - вперемешку поставлены новозаветные и ветхозаветные сюжеты. В античный анекдотический принцип вторгается разнобой, который говорит, что речь уже идет не о рассказывании истории, а о необходимости иллюстрации некой идеи. Тема спасения после смерти - главная тема этого саркофага, тема новая и для язычества, и для иудаизма.
Саркофаг Страстей - в раннем христианстве страстные сцены могут изображаться символически, интерес к изображению таких сцен придет позже. Здесь распятие изображено символически.
Саркофаг Двух Заветов (Догматический) - одна из сцен - одно из первых изображений Троицы. Намечается еще одна тема - начало пути падшего человечества и начало пути спасения. В это время рождество еще не изображают, вместо него изображали Поклонения Волхвов.
Во фризообразных саркофагах мы видим один и тот же набор идей.
Саркофаг Юния Басса -320-е гг. начало 4 века - константиновсий ренессанс - на место грубой пластики раннего 4 века приходит мягкость, пластичность фигур.
Композиционно плоскость разбита на 10 ячеек. Центральные сцены выстраивают треугольник устойчивости, их фланкируют сцены где центральный персонаж отклонен от центра, создается подвижное равновесие.
Эта же проблема равновесия вписанных в архитектуру фигур - в метопах Парфенона.
На торцах саркофага - сцены сбора винограда, которая уже точно связана с христианской тематикой, т.к.на передгей стенкке уже есть 10 сцен на христианскую тематику.
В саркофаге Юния Басса появляется сюжет, которого не было раньше - когда Христа изображают как императора (или как Юпитера), до этого официоз в христианскую изобразительность еще не входил.
В саркофаге Юния Басса появляется сюжет, которого не было раньше - когда Христа изображают как императора (или как Юпитера), до этого официоз в христианскую изобразительность еще не входил.
Программа - как страдали и получили вознаграждение ветхозаветные праведники и сам Спаситель. Начало пути падшего человечества и начало жертвенного пути.
В конце 4 и на протяжении 5 века саркофаги становятся более грубыми, к 6 веку традиция начинает сходить на нет.
Брешианская ставротека - середина 4 века. "Ставросис" - в пер. с греч. - "Распятие", там хранились реликвии.
На передней стенке несколько вариантов масштаба. Самые масштабные сцены - новозаветные. Две ветхозаветные истории фланкируют новозаветные изображения. Также есть портретные изображения и символические изображения - рыба которая стала похожа на римский рыбный натюрморт т.к. тут работает профессионал.
Здесь есть иерархия масштаба, иерархия места и иерархия жанра. Самый главный жанр - новозаветный с центральной сценой которая не нарративная а иллюстрирующая текст нового завета. Здесь - к 350 году при полной сохранности стиля возникает совершенно зрелая программа.
Строительство
В начале богослужения проходили в домашних церквях (домус эклесия), память о которых еще есть в названиях некоторых римских построек.
Мортирии - от греч. Свидетель - первоначально мортирии - это сооружения связанные с фиксацией памятного события. Около мортириев принято было служить, как и в катакомбах.
Место для собрания людей (должно было называться "эклесия"), в качестве образцового здания решено было использовать не здание языческого храма, а здание базилики. В Риме базилика эволюционировала от обычного прямоугольного здания до базилики Витрувия. Отличие витрувианской базилики отличается от предыдущего типа базилики наличием апсиды со специальным возвышением которое называлось трибунал - вместо просто официального здания это здание стало использоваться как место судопроизводства. Был найден нейтральный тип здания, наиболее пригодный для использования в качестве основы для строительства новых христианских храмов.
Раннехристианская базилика - определенного типа - тонкостенная на колоннах. Тонкостенная т.к. у нее нет сводов, перекрытия легкие и толстые стены не нужны.
Первая христианская базилика была построена по приказу Константина как подарок христианской общине Рима - Латеранская базилика. Константин находился в такой ситуации, когда он не должен был оскорбить чувства большого количества язычников, поэтому для строительства был выбран отдаленный район Рима - Латеран (там располагались конюшни и казармы), так что, строя базилику, Константин явно не обидел язычников. Латеранская базилика сильно перестроена в 18 веке и ее средневековый облик можно увидеть только на старых изображениях - все колонны разные, начался процесс разрушения языческих построек и использования этого материала для христианских зданий. Конец этому явлению положил Мартинианов секвестр, принятый сразу же после падения Западной Римской империи.
Многие базилики 4-5 веков Т-образные, состоят из двора куда входит народ и оказывается в привычном для себя интерьере - атриуме, далее - вестибюль и нартекс, тело базилики с, как правило, нечетным количеством нефов и поперечным трансспетом, ось восток-запад завершается апсидой, которая при Константине была ориентирована не на восток, а на запад, как в храме Соломона в Иерусалиме, где Святая святых (место где хранился Ковчег) располагалась на западе. В апсиде базилики находился алтарь с киворием.
Базиликальный разрез - центральный неф выше боковых. Разница в высоте позволяет прорезать верхнюю часть центрального нефа окнами и осветить помещение.
Оформление алтаря - полукупол над алтарем - конха, (в переводе с греческого - раковина). Традиция украшения алтаря раковиной - еще из греческой и римской традиции. Алтарь накрыт киворием - память о мортирии который стоял над гробницей Петра и символизирует связь алтаря с Гробом Господним.
У-образный тип базилики - без транссепта, три нефа и большая апсида и в плане похожа на латинскую букву U.
В римское время в апсиде обязательно должно было находиться изображение императора. Этот обычай существовал т.к. присутствие императора придавало легальную силу любому договору. Отсюда в апсиде христианской базилике появляется изображение Христа, но не скульптурное, каким было изображение императора, а мозаичное.
Наличие и вестибюля, и нартекса обусловлено особенностями богослужения. Оглашенные (те кто уже объявил о своем желании стать христианином, но еще не приняли крещения), могли присутствовать на богослужении только до определенного момента, часть литургии, которая связана с перенесением даров проводилась только с теми, кто причащался.
До сих пор в богослужении есть словосочетание "Двери, двери", хотя практика оглашения уже исчезла. Эти слова - команда для закрытия дверей после того, как вышли оглашенные, выходили они в нартекс - этим обусловлено наличие нартекса.
Типология церковных построек делится не только по архитектуре (Бзиликальные и центрические), но и по назначению - мортирий - место для священных воспоминаний, маленькие титулярные базилики - на месте старых маленьких церквей, и большие станционные базилики - идет формирование новой большой базилики, где встречалась вся община, куда стекались праздничные шествия со всех мелких титулярных церквей.
За станционными церквами в Риме до сих пор закреплены определенные праздники - так, Рождество - станция собора Святого Петра.
Арка, которая отделяет алтарь от нефа держится на приставных колоннах - прием придуманный в Риме. Этот прием выглядит гораздо элегантнее, чем когда колонна опирается просто на стену.
Базилика Санта Мария делли Анжели - перестраивает Микеланджело и использует этот прием.
Первая базилика, посвященная Богоматери - Санта Мария Маджоре начала строиться после собора 432 года, когда была побеждена ересь Нестория (отказ от почитания Марии). Это тоже была станция - станция Успения, план ее был намечен еще в самом начале 4 века, первоначально называлась Санта Марии на снегу.
Базилика Санта Сабина - середина 5 века, сохранилась полностью. Маленькая базилика, У-образный план, единообразные колонны, появляется новый вид декора - инкрустации - "опус сектиле", один из видов мозаики.
Техники античной мозаики
Техники античной мозаики
Это первый случай, когда в Риме используется Opus sectile в качестве декора базилики. Арки опираются не на капитель, а на импост. Появилась ордерная аркада.
Римская ордерная ячейка, как наследство Греции, синтезировано с изобретениями Рима, может быть двух видов - первый и главный вид - ячейка наложенная ( например, внешняя часть Колизея - это декор, облицовка), чего раннехристианский мир не знал. Другой тип - свободностоящая ордерная ячейка - формируется в эпоху поздней империи. К 6 веку в базиликах формируется импост.
В Равенне строительство велось на протяжении около 150 лет, но велось очень интенсивно. Равенна побывала столицей трех государств - резиденция императора Западной Римской империи, затем там же была столица остготского королевства, к 30-м гг 6 века Равенна становится Равеннским экзархатом, когда при Юстиниане большая часть Римской империи вошла в Восточную Римскую империю. Затем надолго Равенна становится мертвым городом.
Остготская дворцовая церковь Санта Аполлинаре Нуово - особенность равеннской архитектуры - граненая апсида.
Круглые колокольни есть только в Равенне и в Тоскане, но это уже постройки более поздние - после 11 века.
Построена из плинфы - плоского кирпича, строительство очень дорогостоящее и кропотливое. Колонны уже не античные, они уже нового ордера, который отдаленно напоминает коринфский.
Сан Аполлинаре ин Классе - была построена как прибрежная базилика для флота и также для императора, который проводил смотр своего флота. Для ранних базилик характерен крайне скупой внешний декор.
В колоннаде появились подиумы под колоннами, сама идея античной колоннады, когда колонны как бы растут из пола, тут умирает. Для строителей этой базилики ордер - это рядовой элемент, тогда как для античного архитектора все строится на основе ордера.
В это время на западе ведется активное сумбурное строительство. Также идет строительство и на востоке - много восточных базилик построены в константиновское время, но в каждой из них само памятное место заключено в какую-либо центрическую форму. Связь между формой, восходящей к идее мавзолея и реликвией, которая в нем находится, тут налицо.
Западные центрические сооружения могут быть нескольких назначений - одно из них - мавзолей. Для 4 века нормальная ситуация, когда мавзолей становится церковью - Мавзолей Констанции, построенный по усложненной схеме Пантеона. Это сооружение с центром и с обходом, первоначально в центре стоял саркофаг, сейчас там алтарь.
Адаптировать центрическое пространство для богослужения было не просто и ротондальных построек в христианстве немного.
Санта Стефано Ротонда - в Риме - о ней есть несколько легенд о том чем она была до того как стала церковью.
Принцип центрического здания хорош для мортириев и крещален но очень неудобен для богослужения.
Баптистерий - назначение здания возникло с первой христианской постройкой, с Латеранской базиликой, к которой был пристроен баптистерий.
Восьмигранная форма с бассейном в центре - до сих пор архитектура пользовалась античными типами, но для Латеранского баптистерия единственная параллель их античного мира - это храм Минервы Медика, святилище Минервы исцелительницы в Риме. В языческих святилищах было много целительных водоемов. В плане это десятигранник с бассейном в центре и с нишами-апсидами в каждой грани.
Почти все баптистерии хранят в плане восьмиугольник, возможно это отсыл к тому, что восьмой день - конец одного круга и рождение нового, текстовое подтверждение - текст Амвросия Медиалансокго.
Баптистерий православных - Равенна. Снаружи - предельно простой, но внутри - и мраморная купель, и наборная работа (опус сектиле) на стенах, и мозаика, и стукковые рельефы.
Баптистерий ариан - около 500 года - когда Теодорих становится королем, он строит маленький арианский баптистерий.
В середине 6 века в литургии происходит объединение поклонения мощам с литургией - берется частица мощей и непременным условием освещения храма становится ее посещение в алтарь или в заалтарную нишу и, таким образом, функция мортирия и базилики объединяется.
При Юстиниане проводится один и тот же эксперимент - в разн городах строятся купольные здания, в которых можно служить литургию. На востоке такое здание - Святая София, которая в плане имеет все характерные для базилики части - нартекс, атриум, три нефа и апсиду, но центральный неф перекрыт куполом. Это здание передает а-тектонический замысел - Купол в своей самой тяжелой части прорезан кольцом окон и кажется "подвешенным на золотой цепи к небу" - архитекторы создали тип архитектуры, которая создает впечатление сени, спустившейся с неба. Купол опирается не на стены, как в Пантеоне, это типологически базилика, но это купольная базилика. Это некий компромисс между базиликальным типом и осенения куполом центральной части. Это купол на парусах - впервые используются паруса - сферический треугольник который четверть купола переводит на опору.
Сан Витале в Равенне - юстиниановская постройка. В плане имеет и восьмигранник, и обход, и купол над центральной частью - все раннехристианские особенности. Но в этой по сути раннехристианской конструкции выделяется часть для алтаря.
Сан Витале в Равенне - юстиниановская постройка. В плане имеет и восьмигранник, и обход, и купол над центральной частью - все раннехристианские особенности. Но в этой по сути раннехристианской конструкции выделяется часть для алтаря.
Подкупольное пространство здесь зарезервировано не для алтаря, а для мирян которые стоят лицом к алтарю Архитектура не просто использует готовый образец но тут сама литургия, как движущая сила эпохи, преобразует под себя постройку - выделилась зона с пресбитерием.
Купол в Сан Витале еще не выведен наружу, как в Святой Софии
Тема античного ордера к 6 веку закрыта - сформировалась своя типология опоры, которая декорируется так, как эпохе кажется приятным, это - ранневизантийский ордер.
По образцу церкви Сан Витале будет сделана капелла храма при Аахене.
К концу 6 века в архитектуре сама логика богослужения достигла такой высоты что стала влиять на античные образцы, преобразуя их.
По образцу церкви Сан Витале будет сделана капелла храма при Аахене.
К концу 6 века в архитектуре сама логика богослужения достигла такой высоты что стала влиять на античные образцы, преобразуя их.
Комментариев нет:
Отправить комментарий