вторник, 4 ноября 2014 г.

Лекции ГМИИ / Мастера гравюры / Кацусика Хокусай, лектор Айнур Юсупова

Европейская гравюра на дереве появляется в 14-15 веках, на востоке печать с дерева существовала очень давно. С распространением буддизма в Китае начали печатать небольшие образы на бумаге, вместе с буддизмом такая техника пришла в Японию в 8 веке и просуществовала почти без изменений до конца 16 века. Тогда начинают складываться большие города и начинает развиваться книгопечатание. Цветная гравюра появляется в 1765 году. 
Техника печати - сложная, специализация была, как в Европе: мастер делал рисунок, затем с эскиза делали ключевой рисунок, который переносился на доску, для каждого цвета резалась отдельная доска. В отличие от европейские гравюры, где главное средство выразительности - штрих, в японской гравюре это цвет,  наложение тонов, и линия.
Все 6 великих мастеров японской гравюры - Харунобу, Сюнсе, Сюраку, Утамаро, Хокусай, Хиросиге - внесли свой вклад в развитии японской ксилографии. 
Хокусай оказался на стыке ранней (считается период до появления цветной гравюры) и поздней японской гравюры.


Хокусай родился в 1760, умер в 1849 г.

Известность Хокусая на западе можно объяснить тем, что ни один из японских художников не оставил такого обширного наследия, он работал не только в жанре гравюры, но и расписывал панно, предметы дпи и т.п.
Сменил более 50 имен - каждый раз меняя имя он знаменовал этап в своем развитии, часто менял место жительства По именам исследователи осуществляют периодизацию его творчества. Японские исследователи выделяют 6 периодов творчества Хокусая, европейские - 4 первые периода объединяют в один начальный.

Родился в Эдо (Токио), вероятно, в бедной семье. В раннем возрасте его отдали в ученики мастеру зеркал, т.е. он получил навыки работы с металлом. Мастер был поставщиком двора сегуна. Через некоторое время его отдают работать в библиотеку и в 13 лет отдают в мастерскую резчика гравюры. 
В Японии основным звеном в производстве гравюры был заказчик - это издатель, который формировал команду - приглашал резчика и печатника, которые по эскизу художника делали отпечатки.
Сразу попал в мастерскую популярного художника - Кацукава Сюнсе . Система обучения предусматривала, что учитель давал ученику свою фамилию и иероглиф своего имени, когда считал того достойным. Период творчества Хокусая с этого времени обычно называется «Период Сюнро» - 1779-1794 гг. Под этим именем он выпускает первые гравюры - портреты актеров в рост, узкий вертикальный формат бумаги, выполнены в 2-3 цвета.

Это были актеры театра кабуки второго ряда, которые не могли позволить заказать свои портреты известным художникам, а заказали начинающему. В японской театральной гравюре было два основных стиля - по жанрам пьес - героический/исторический  жанр и бытовой/лирический жанр.


Долгое время считали, что от этого периода осталось мало работ, но сейчас известно, что творчество Хокусая не ограничивалось театральной гравюрой.

Основными жанрами в японской гравюре, кроме изображения актеров, были изображения красавиц и борьба сумо.

Серия гравюр 1792 г. в жанре близком к театральному - фестиваль в Нивака - карнавал связан с переодеваниями, выполнены в прямоугольном формате небольшого размера. Видно, что у художника складывается определенная манера.

Жанр Укие-э связан с влиянием европейской культуры, с 17 века в Японии появляются голландские книги и японские художники узнают о линейной перспективе. В японской гравюре линейная перспектива использовались в изображении архитектурных  конструкций.

Гравюры в жанре Суримоно - делались на заказ, по частному заказу ограниченным тиражом они выполнялись на очень хорошей бумаге с использованием дорогих красок, дорогого способа печати, часто имели горизонтальный формат.

В 1792 умирает его учитель, Хокусай еще два года находится в мастерской, но потом покидает ее и оказывается в мастерской художника Таварая Сотацу - художника, который в жанре гравюры не работал. Был одним из основателей школы Римпа. 


Там он работает около 4 лет, и тоже принимает фамилию мастера.

Меняется тип человеческой фигуры - пропорции становятся более вытянутыми. Портреты 1798 года из серии "7 модных бесполезных привычек" - парные женские портреты, сохранилось всего два изображения из этой серии.

Следующий период 1798-1809 гг. - подписывается именем Хокусай, впервые появляется его собственная фамилия, у него уже есть своя узнаваемая манера. Много работает в книжной иллюстрации.
Делает обложки для книг, их осталось очень мало, т.к. в Японии книгу обычно оборачивали листом бумаги, который разрывали когда открывали книгу.


Серия, выполненная под влиянием европейского искусства - попытки передать светотень, линейную перспективу, надписи имитируют европейское письмо (не вертикальное, а горизонтальное направление) - очевидно, что Хокусай видел европейские образцы. 
Первый раз мы видим тему огромной волны накрывающей лодку, к этому мотиву он будет возвращаться неоднократно.

В конце 18 в. в Японии начинается период запретов на использование некоторых тем, вводится институт цензуры, когда на гравюре цензоры должны были ставить пометки о том, что гравюры разрешены к печати. В 1730-40 гг. - период строгой цензуры. Видимо с этим связано развитие жанра пейзажа - театральный жанр, портреты куртизанок оказываются под запретом и на первый план выходит пейзаж. В 1804 г. появляется серия, посвященная дороге Токайдо (дорога, котор соединила новую столицу Эдо со старой столицей Киото). На дороге было 53 станции, в серии 55 листов, изображающих жанровые сцены. В желтой полоске - название станций.

Еще одна серия на эту тему выполнена в вертикальном формате. Здесь тема трактована иначе - фигурки людей изображены так, что их лица скрыты - прием который станет любим приемом Хокусая. Первый лист в  такой серии - всегда мост в центре Токио, откуда начиналась дорога.

Период Тайто - 1810-1819 гг. Берет псевдоним Тайто. Период связан с книжной иллюстрацией и, в первую очередь, с серией набросков манга. Их он создавал на протяжении нескольких лет, всего 15 томов, последние изданы уже после смерти мастера.

Манга - руководство для ремесленников, художников - источник тем, каждый том был посвящен определенной теме. Всего в 15 томах более 5000 рисунков, выполнены в два цвета - черно-белые, иногда тонированы розовым или синим. Такие наброски должны быть недорогими в печати, а использование цветов сделало бы печать более дорогой. Манга сгруппированы по темам - люди под зонтиками, акробаты, фантастические животные, рыбы, и т.п. Отдельные тома посвящены фантастическим существам, приведениям. В это время тема оборотней становится очень популярной, в театре кабуки появляются пьесы, посвященные этой теме.




В тот же период , что и манга, делает серии с изображением цветов и птиц. Жанр гравюр с изображением цветов и птиц пришел в Японию из Китая. То, как трактовал тему Хокусай, отличается от трактовки темы другим японскими художниками - крупные цветы, птицы в разных ракурсах. 

1820-1833 гг. - период расцвета, когда он выполняет все самые известные работы, при этом - трагический период в его жизни, разочарования, бедность, смерть близких. Много работает в заказной гравюре, но это уже более камерные работы. Форматы в это время очень разные, ему интересно варьировать композиции. Много в это время работает в жанре карикатуры, комических жанровых сцен, как правило, изображения подкрепляет текстами. Делает несколько (5 или 6) гравюр с изображением карт . 

В 20-30 годы часто обращается к изображением китайских львов, он себя отождествляет со старым китайским львом.

В это время у него появляется круг учеников, работающих на западе Японии, в основном они работали в жанре суримоно.

В 1830 г. приступает к серии "36 видов Фудзи", куда входит 46 листов, каждый - под своим названием, первый лист - тоже с видом моста в центре Токио.

Фудзи - символ счастья у японцев, основной лейтмотив серии. В каждой гравюре использует синий цвет, именно в это время в Японию привозят прусскую синюю краску, Хокусай использует этот цвет во всех композициях и использует прием градации синего цвета от очень темного к светлому. Все приемы, которые он использовал в книге набросков Манга, здесь он применяет и развивает, серия принесла ему огромную популярность. Лучшие листы серии хранятся в Голландии, т.к. еще тогда их купил и вывез европейский коллекционер.


Серия водопадов - каждый лист посвящен историческому водопаду, Хокусай ставил задачу изобразить потоки воды на вертикальном формате, все 8 композиций очень разные. 

Серия мосты различных провинций Японии - 12 листов.

Серия знаменитых японских и китайских поэтов древности - сохранилось 10 листов, композиции похожи на жанров сцены.

Листы формата обан (большой формат) - цветы, выполнены с опытом работы со светотенью, листья напечатаны в два-три цвета, это дает иллюзию движения, сохранилось 10 листов этой серии.

Серия напечатанная только синим цветом без применения других цветов - это возвращает его к традиционной монохромной живописи, которая пришла в Японию из Китая, но только это не традиционный черный цвет, а синий.

Темы, связанные с приведениями, потусторонними силами - очень модная тогда в Японии- 5 листов "Рассказы о ста приведениях". 

Самый поздний период 1834-1849 гг. Подписывается Гаке Родин Мандзи. Осталось мало работ этого периода.


Выпускает альбом в трех томах "Сто видов Фудзи" , где еще раз возвращается к теме волны, но уже не изображает лодку, только волны и гору.


Поздняя серия горизонтального формата "100 стихов ста поэтов в рассказах няни" - тогда существовала антология ста стихов, к которой Хокусай делает иллюстрации. Делает 28 гравюр, но в виде эскизов выполнил 93 композиции. Это очень красивые жанровые сцены.

В это же время выполнил несколько листов в форме вееров, которые наклеивались на каркас веера.


Единственный подтвержденный автопортрет - гравюра 1835 года, где он изобразил себя в виде рыбака. В 1840 уже в гравюре не работал, а работал в основном как живописец, выполнил несколько больших полотен.

Умер в полной бедности в Эдо.













Комментариев нет:

Отправить комментарий