суббота, 15 ноября 2014 г.

Постимпрессионизм и его наследие в современном искусстве / лекция 4

К.С. Малевич

Малевич приезжает в Москву в 1905 году, пытается поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но неудачно, тогда он идет учиться в мастерскую к архитектору И.И.Рербергу (автор проекта Киевского вокзала). Малевич считается художником, сформировавшем себя самостоятельно - автодидактом. 
В это время ключевым собранием французской живописи в Москве было собрание Щукина (коллекция Морозова была закрыта и недоступна для публики), Щукин же превратил свой особняк на Знаменке в музей новой французской живописи, фактически первый музей этой живописи в Европе.


Ранние картины Малевича (1904-1906 гг) отражают попытки адаптации к себе, к своим способностям системы новой французской живописи.
"Весна, цветущий сад" 1904 г.
Проблема датировки картин Малевича - после поездки в Европу в 1927 году он пытается выстроить свой путь развития и тогда производит передатировку своих картин. Он хочет продемонстрировать разные этапы своего движения - от импрессионизма к сезаннизма к кубизму и кубофутуризму, и затем к супрематизму и абстракционизму. Этот путь он прошел на чувственном, бессознательном уровне, а в конце 20-х годов он этот путь выстраивает на основании своего опыта, уже осознанно. В ранних картинах гораздо больше чувствуется интуитивный опыт, чем опыт аналитика.  Поздние работы точно датировать. Невозможно и им принято давать датировку "конец 20-х - начало 30-х гг".
Ранние импрессионистические работы отражают то, что он находится под впечатлением работ импрессионистов - ясное состояние цвета, световоздушной атмосферы, светлые краски. У него появляются попытки соединить импрессионистический опыт с техникой неоимпрессионизма. Для художников - автодидактов (это и Гоген, и Ван Гог) характерно то, что они пытаются освоить сразу несколько направлений новой живописи, зачастую соединяя их в одной картине, они разные стили воспринимают не как эволюцию, а как одновременное существование нескольких методов и используют их для поиска своей индивидуальности, своего кредо. Малевич ищет границы своих живописных способностей. Поиск внутреннего ядра своих способностей отмечает и его живопись, и его теоретические высказывания. Малевича меньше интересует чувственное начало, а больше - аналитика. Все составляющие пейзажа разделены на цветовые плоскости, и эти плоскости выстраивают определенный ритм, что отличает его от импрессионистов, у которых цвет, несмешанный с другими, встречается очень редко, цветовая плоскость обычно покрыта всевозможными рефлексами.
Композиция фризообразная, выстроена по принципу классической картине, деревья и дома выстроены параллельно картинной плоскости.
Автопортрет 1910 года
Видно увлечение Малевича фовизмом. Малевич, как и Матисс, отказывается от сложной текстуры импрессионистической живописи, цвета становятся более локальными, Малевич оперирует крупными цветовыми массами, которые выстраиваются в композицию. Живопись становится плоскостной, композиция превращается в орнаментальную. Все подчинено зигзагообразному ритму линий.
В эпоху преподавания в Витебске у Малевича появляется теория о том что разные живописные направления можно выразить с помощью разных линий - Сезанн - зигзагообразная линия, кубизм - серповидная линия. Эта теория основана на его живописных опытах периода 1908-1910 гг.
"Садовник"
Видно влияние Сезанна, в это время Малевич дружит и выставляется с Ларионовым и Гончаровой, и эта картина является парафразом картин Ларионова. Но неопривитивизм у Малевича соединяется с элементами живописи Сезанна - фигура разделена на отдельные элементы.

"Натюрморт" 1910
Постановка очень напоминает натюрморты Сезанна - плоскость стола приподнята наверх, композиция утрачивает пространственную глубину, все фигуры обводятся черным контуром, как и Сезанн Малевич пытается выстроить объем не с помощью тональных градаций, а с помощью контрастов цветовых. Примерно в то же время Бубновые валеты пишут натюрморты того же рода, Малевич находятся в русле тенденций раннего авангарда.

"Отдых (общество в цилиндрах)"
Параллельно с этими поисками, Малевич увлекается символизмом и пишет фантазийные композиции "Отдых (общество в цилиндрах)", которые напоминают декоративные панно Мориса Дени.


"Плащаница" 1908 - принцип орнаментальности, присущей модерну - вся композиция построена на разнообразных орнаментах.


Рубежным этапом становятся картины "Лесоруб" - 1910-1911 гг , явно отражают увлечение Малевича кубизмом. Из всех известных на тот момент направлений, кубизм оказался для Малевича наиболее органичным, т.к. кубизм - явление больше аналитическое, чем чувственно- эмпирическое. Кубизм отказывается от натуры. Он вырос на почве сезаннизма. Сезанн - ключевая фигура для кубизма, он перевел язык импрессионизма на более формальный язык.

Три стадии кубизма - ранний кубизм - 1908 г - самая известная картина "Авиньонские девицы" - это переходная стадия от Сезанна. Ранний кубизм - картины еще иногда пишутся с натуры. "Дома в Эстаке" Брак - пространственнее планы выстроены сверху вниз, усе пространство пейзажа подчинено плоскости холста, нет пространственной глубины. Кубисты пришли к новой концепции живописного пространства - для них картина это не окно в мир, а это вещь в себе, она сама и есть объект видимого мира. Картина обладает собственными законами, одно из фундаментальных правил: холст - плоский и кубисты призывает подчинить видимый мир законам картины, которая для них самоценна и самодостаточна. Но на этом этапе еще есть привязка к реальному миру.
Вторая стадия кубизма - аналитический - 1910-1912 гг. становится более монохромным, более абстрактным. Композиции становятся все более условными, предметы разлаются на отдельные плоскости, на абстрактные формы, которые как бы "разрезают" пространство и сами формы. Картина преваращется в абстрактную схему, состоящую из ритмического сопоставления плоскостей, что будет очень важно для Малевича. Каждый фрагмент плоскости написан с помощью светотеневой моделировки - в классической живописи это - прием создания объема. Тут это противоречит плоскостности композиции, что создает некий абсурдистский эффект.
В 1910 выходит Манифест кубизма Глеза и Метценже и с 1912 г.  начинается стадия синтетического кубизма.
Синтетический кубизм - художники выходят за пределы станковой картины, начинают включать в картины предметы окружающего мира - газетные вырезки, элементы кожи, тканей и т.п. Коллаж, ассамбляж - композиции выстроенные из предметов реального мира, выходит из кубизма. Картина становится частью окружающего мира, это открывает путь всем авангардным течениям 20 века.
Малевич никогда синтетическим кубизмом не увлекался, но он применял достижения супрематизма в других видах искусства - в ДПИ (фарфор, ткани). Французские кубисты хотели интегрировать окружающую жизнь в картину, Малевич и другие супрематисты шли прямо противоположным путем - интегрировать достижения живописи в окружающий мир.

Для кубистов, кроме связи живописи с пространством, важной задачей было ввести в живопись понятие времени, называя его "четвертым измерением". Время они включают с помощью симультанности (в дословном переводе - одновременность). Кубисты хотели изобразить форму, которую они видели как бы в обходе, сразу со всех сторон. В результате форма оказывалась "развернутой" на плоскости, соединяя в одной композиции разные точки зрения. Отказавшись от традиционной станковой картины, художники искали новые пути развития искусства.

Из всех направлений французской живописи кубизм оказался для Малевича наиболее органичным. Появляется типично кубистический прием - плоскость пишет с помощью светотеневой моделировки, но Малевич не отказывается от идеи цвета в отличие от французских кубистов, у него сохраняется яркая палитра. 

Для Малевича  композиционные поиски всегда соседствуют с разработкой цветовых отношений - "Уборка ржи" - сводится к основным и дополнительным цветам.
1915 год - следующий рубежный этап творчества Малевича - выставка "0,10", год создания "Черного квадрата". Для Малевича "Черный квадрат" - архетипическая концепция, с его помощью он сформулировал некий первоэлемент живописи - плоскость холста идеально организованная с помощью формы квадрата идеально соответствующего формату.  Белое - это свет из которого появляются все цвета,  черное - отсутствие цвета. Отсюда - бесконечные символические интерпретации. Свет и тьма - как первоэлементы всего мира, так и первоэлементы живописи.

Само название Супрематизм отражает что это некая сверхформа. Малевич в это время находится в поисках первоэлементов живописного языка, но он в этом поиске был не одинок . В это время появляется Неопластицизм (Мондриан), который также вырастает на почве кубизма. И Малевич, и Мондриан развивались сходными путями и их поиски привели их к абстракционизму геометрического толка.
Два типа абстракционизма - геометрический (Малевич, Мондриан), и лирический (абстратный экспрессионизм - термин, который Ролан Барт применил в отношении картин Кандинского). Картины Мондриана основаны на ясных плоскостях квадратных или прямоугольных форм, выкрашенных в основные цвета и в черный и белый (не цвета), прямые линии. У Мондриана концепция более сложная, чем у Малевича. Для него цветовые квадраты и вертикали и горизонтали были воплощением контрастов, на которых строится гармония. Они друг друга уравновешивают и, тем самым, приводит к нулю. Концепция Малевича более живописная, основана на поиске формальных задач живописи.
"Красный квадрат" и "Белый квадрат" - Малевич развивает свою концепцию в сторону интегрирования цветовой палитры. В "Белом квадрате" ставит очень сложную задачу - написать белое на белом. Задача - доказать, что белый, как и черный, обладает широким спектром градаций. Для. Малевича становится важным изучение того, что такое цвет в живописи и что такое тон в живописи - он это обсуждает и в текстах, это видно и в его картинах.

Супрематические композиции 1915 - 1916 гг - написаны после Черного квадрата - идея взвешенных цветовых плоскостей, организующих абстрактное пространство холста.
Эти композиции воспринимаются как расположенные в пространстве, а не просто нарисованные на плоскости.
В 1918 году Малевич уезжает из Москвы в Витебск, где тогда работали многие художники, там сложилась большая художественная школа. Малевич открывает в Витебске свою мастерскую, к нему приходит много учеников. Малевича начинает интересовать первоэлемент способностей художника, он начинает теоретизировать над тем, почему художники разные, и там формулирует свою Теорию прибавочного элемента -  он на примере своих учеников говорит, что, как правило, начинающие художники это - эклектики, они хотят применить к себе все, что существует, все эти разрозненные элементы в их картинах не соединены между собой. Малевич придумывает свою методику обучения - он дает каждому ученику писать определенные постановки (натюрморт, портрет и т.п.) и смотрит, что из этого получается. Он также требует проходить все существующие методов живописи не одновременно, но последовательно и, исходя из собственного опыта, он пытается понять в чем сущность таланта ученика. Сам Малевич выстраивает свой путь в соответствии с этой системой прибавочного элемента и поэтому в конце 20-х создает ряд картин написанных в духе импрессионизма, в духе сезаннизма, кубизма (второй крестьянский цикл). 

"Купальщицы"

"Сестры"

"Цветочница"
Импрессионистические картины этого временни имеют черты супрематизма, все четко организовано, виден его опыт  супрематизма. С помощью этого нового инструментария он начинает осваивать традиционные проблемы для живописи - фигура в пейзаже,  несколько фигур в пейзаже, связь фигуры и фона. С помощью супрематизма он начинает изучать живопись прошлого, живопись музейную. 

Эта тенденция его приводит к таким картинам, как "Девушка с красным древком" - появляется объемная моделировка формы, реалистическая моделировка черт лица, но сохраняется супрематическая идея чистого цвета, ясных геометрических сочетаний.

"Работница"
"Красная конница"

Девушка с граблями
"На жатву (Марфа и Ванька)"









Комментариев нет:

Отправить комментарий