суббота, 22 ноября 2014 г.

Искусство средних веков / Миниатюра 2-й половины 9 века, архитектура империи Оттонов


Реймс и его художественная школа
Утрехтская псалтирь - 20-е- 30-е гг 9 века, содержит более 100 очерковых монохромных миниатюр пейзажного плана.


Псалтирь содержит 150 гимнов - молитвенных текстов, большинство из низ традиция приписывает Давиду. По жанру это - лирическое стихотворение с лирическим героем, личностная молитва.
Иллюстрации в Утрехтской псалтыри таковы, что текст иллюстрируется совершенно буквально.  Такая иллюстрация по своему стилю не могла быть придумана в 9 веке. Лист организован так, что надпись расположена в три колонки (наследие свитка), письмо -капитальное, где все буквы заглавные. Тип письма - рустика. Очевидно, текст копировали с более ранней рукописи, которая была свитком. Существует версия о том, что мастер, создавший Утрехтскую псалтирь, видел какой-то греческий источник. У папы Льва в то время была подаренная ему греческая библиотека, она находилась именно в Реймсе, и, скорее всего, какой-то миниатюрист из Реймса видел греческую манеру - можно провести параллель между иллюстрациями в Утрехтской псалтири и фресками, представленными в "Черной комнате! в палаццо Массими - римская фресковая живопись, реймсские мастера могли видеть рукопись, подобную этой фреске.

Уже после 5 века к иллюстрации Псалтири так никто не подходил, иллюстрации больше соответствуют жанру произведения, а не стараются буквально передать текст. Так, для иллюстрации Псалтири часто будет использоваться сюжет Давид с псалтирем. А в Утрехтской псалтыри сохранился вариант иллюстрации, которая была актуальная в период античности.




Метц и его художественная школа 
Сакраментарий аббата Дрогона - сам Дроган был сыном кормилицы короля Людовика, говорили, что он - внебрачный сын Карла, молочный брат принца. Он был отправлен послом в Рим и по приезде заказал себе сакраментарий по воспоминаниям о своей римской поездке. Даты - те же, 20-30 гг 9 века.

Неожиданный тип иллюстрирования рукописи - мастер применяет заполняющий инициал - это буква, сделанная из августовская орнамента и внутри - самостоятельная композиция. Такого типа инициалы называются заполняющими - самостоятельная буква, в которой как в окне находится композиция. Другой тип инициала - замещающий, когда буква состоит из фигур. 
Сама композиция инициалов сакраментраия Дрогана имеет своеобразную иконографию. Прообразом для иконографии стали раннехристианские рельефы и орнаментальные мозаики (такие, как в Латеранском баптистерии).
Сакраментарий
Раннее христианство для каролингских мастеров - это и набор приемов, и набор идей. Мастера того времени могли видеть памятники, которые не сохранились до наших дней.
Папа Григорий Великий и Дух Святой. Сакраментарий из Меца. 869-877 гг
Распятие. Te igitur. Сакраментарий из Меца
Турская художественная школа - старейшая школа Франции
В Турском скриптории работает сам Алкуин. Он хотел сделать ревизию теста Библии (вслед за Кассиодором, который сделал это за сто лет до того).  Т,н. "образцовые" библии Алкуина распространились по всей империи. В них были достаточно простые орнаментальные инициалы, но мастера следующих поколений выработали более богатую, парадную схему иллюстрирования.
Турские библии - их 4, они разнятся способом иллюстрировия. Все листы расположены перед текстом который они иллюстрируют, т.е. это фронтиспис. 
Самая ранняя из Турских библий -  Библия из Бамберга - два типа фронтисписа - условно называем один тип догматический - воспроизводит не сцену, а идею, второй тип - регистровый. 
Принцип, по которому подбираются сюжеты - доказано, что образцом послужили несколько источников - т.н. Пятикнижие Ашбернхема - из него взяли принцип многорегистровой композиции, также взяли другие образцы, наложили на свой эмоциональный и художественный опыт (на способ построения композиции сильно влияло их ДПИ (например, подвески к алтарю, выполненные  из горного хрусталя).

Разнообразие методов передачи идеи - это и сходство композиции с определенным типом (например, изображение Давида в мандорле из т.н. Библии Вивиана говорит о том, что он - предок Христа), также используют сходство с мифологическими персонажами (изображение Давида делают похожим на изображение Орфея - в коротком плаще, оглядывающемся назад). 
Библия Мутье-Грандваль, ок.840 г.

Во время Карла Великого был очень большой интерес и уважение к античным памятникам, античность цитировали, античные памятники использовали в литургии. Вся вторая половина 9 века - развитие того, что было наработано в первой половине в плане наработки иконографии. 
Появляется новый принцип, связанный с искажением анатомии и динамики - евангелие Лотыря (школа Сен Дени) - анатомия уже не важна, главное - передать духовное начало. Персонаж притягивается к другому не физической внешней силой. Этот принцип мы увидим в зрелой романике, когда персонажи будут развернуты к Христу. 
Евангелие Карла Лысого - как и Лотарь это внук Карла, тоже рукопись круга Сен Дени.
Золотой кодекс - станет образцом для подражания. Появляется миниатюра построенная по принципу геометрической композиции - поклонение агнцу. Внизу - две персонификации - земля и море, т.е. использован античный источник.
Лучший по качеству и самый известный из школы Сен Дени - сакраментарий Карла Лысого, который делался к его коронованию. Самая известная страница - распятие в виде инициала Т. И тип фигуры из сакраментария Дрогана, и орнамент, и другие образцы - все соединено. 

Эпоха каролингов - время, когда возникает принципиально отличающееся от эпохи варварских королевств единство - единство архитектуры, книг, которые распространяются внутри монастырей и формулирется единый принцип их украшения. Это эпоха со своим взглядом на античность - либо цитирование, либо попытка воспроизветси образцы раннего христианства. Эта эпоха достигает нужной зрелости стиля, чтобы воспроизводить раннехристианские образцы не просто копируя, но осмысляя стиль через отказ от многоплановости, появление внешней динамики (абстрактной экспрессии) и создания композиции, где информация предается путем разделения на геометрические поля.
Это эпоха когда мы впервые видим по настоящему интеллектуальный подход к формированию изображения, также предназначенного для интеллектуалов - когда в одной и той же композиции сосуществуют несколько видов приемов и ассоциаций.
Комплексно сформированное изображение, создание догматических, сложных для прочтения, несущих много информации образов, будет очень важна для романской изобразительности.

Оттоновский Ренессанс 962-1024 гг.
Само госураство Священная Римская империя германской нации - государство Оттона Великого, сформировалось через столетие после падения импреии Карла Великого, после разделения империи на три части между внуками Карла.
Это время - первая пол. 10 века - тяжелое время для Европы, когда ее атаковали викинги с севера, арабы с юга, западные славяне с востока, такая тройная агрессия привела к тому, что культура развивалась только на периферии.
Саксонский король Оттон 1 потеснил западных славян и на многих территориях был достигнут мир, когда временно прекратились военные действия и стало возможным объединить достаточно большие территории. Государство расширилось также через династические браки, оно получило название Священная Римская империя. В этом названии отразилась вся проблематика - христианская империя, которая наследует прежде всего миссионерские задачи империи Карла, поэтому для них образцы империи Карла имеют значение большее, чем античные образцы. Вторая проблема, следующая из названия - римская - еще более выражено, чем империя Карла это противовес византийской империи, явное выраженное противостояние с Константинополем, желание воссоздать римский мир. 
Плюс фактор 1000-го года - ожидания конца света, когда перестали строить, но зато через три года после 1000 года начать строить и перестраивать очень активно. 
Вся интеллектуальная инициатива уходит от императорского двора ( в отличие от двора Карла). Инициатива переходит в монастыри, где идет настоящая монастырская жизнь с ее жесткими правилами. Латынь стала языком, на котором говорили только клирики,  к 11 веку европейцы уже говорили на своих родных языках. Этот период напрямую связан с наследованием империи Карла Великого, с политической утопией - игрой в римского императора, когда Оттон 3 короновался в Риме. 

Архитектура
До 1000 года - строили очень мало. Саксония - отдельные постройки, но каждая имеет свою ценность для последующих построек.

Крипта святого Випперта в Кведленбурге - памятник еще не совсем оттоновский. Важно - чередование опор (круглая колонна с квадратным столбом) и наличие обхода вокруг алтаря.  В раннехристианской базилике невозможно было бы наличие и круглых и квадратных опор, а тут это становится возможным. 
Церковь Св.Кириака 
Церковь Святого Кириака в Гернроуде и церковь Св. Пантейлеона в кельне - оба памятника построены в 980-х гг. Схожий тип построек. Две апсиды, под каждой апсидой - крипты для мощей, два трансспета, лестничные башни, ведущие на галереи над одним из трансспетов. В интерьере такие постройки как правило всегда стропильно перекрытые, сводами покрываются только апсиды и крипта. 
Церковь святого Михаила в Хильдесхайме
План церкви в Хильдесхайме
Интерьер церкви в Хильдесхайме

Церковь святого Михаила в Хильдесхайме - 1003 год. Интерьер весь основан на повторении одного типа фигур. Трехнефная базилика, с двумя апсидами, с криптой под одной из апсид, с лестничными башнями, вынесенными по бокам каждого из двух транссептов. В одной из апсид организван обход.
В начале 11 века формируется тип паломнической базилики, которая будет характерна для романской архитектуры. При описании базилики используются следующие характеристики - план, разрез, перекрытие, форма опоры, декор.

Верхняя Церковь монастыря Райхенау - используют ордер. Капитель - блокообразная, трапециевидная, на которую можно нанести живопись. Архитектура упростилась, их язык сократился до минимума.

В романике типичная опора - квадратная колонна, обставленная полукруглыми колоннами - кантональный пилон.

Центрические сооружения - Оттоны в своей империи пытаются воспроизвести Аахенскую капеллу. Вестверк - башня с балконом, которая была в Аахенской базилике и которую стали использовать в оттоновской архитектуре.
Капелла а Аахене

Капелла святого Варфоломея - сделанная греками (Оттон III - сын гречанки и сам женат на гречанке) капелла  полностью сводчатая, сложный, не оттоновский, ордер,  со сложными капителями, имитирующими коринфскую капитель, капители с импостами (византийская черта), на стене - полуколонны, т.е. ордер восприниает себя постоанственно.

Деревянное распятие - памятник оттоновского декора, это уже не малые формы, но еще и не монументальная скульптура - характерными для того времени были статуи реликварии, в том числе надалтарные распятия.

970-е гг - распятие епископа Геррона. В нем хранится частичка Древа истинного Креста - почитание реликвий встало на место почитания икон и появляется новый вид изображения - которое хранит реликвию и принимает вид того, что в ней находится. 
Источник изображения - византийская икона - анатомия грамотная. В распятиях Каролингов не изображали мертвого Христа, его введут только в 13 веке,  до этого Христа изображали живым.
В это время, на рубеже 10-11 веков, отношение к образу переживает новую фазу - появляется форма реликвария, и человек видит перед собой не саму реликвию, а то, во что она заключена. С рубежа 10-11 веков западный мир вынужден формулировать свое отношение к скульптурным изображениям человека и в западном мире проявляется стремление вернуться к крупномасштабным скульптурным изображениям (чего уже не будет в Византии).
Статуи - реликварии, изображающие
Богоматерь с Младенцем - Мадонна из Эссена - дерево, покрытое золотым листом. Уже круглая скульптура, но с задачей сделать объемную статую они справлялись по-другому. 
Святая Вера из Конка - сделана из сборных деталей, т.к. сами они еще скульптуру делали плохо - собрали голову Диоклетиана, другие части от других скульптур, при этом украсили ювелирными украшениями. В реликварии - кусочек кости святой Веры. 

Когда Оттон III собирался короноваться в Риме, у него там возникает резиденция, куда приезжают его подданые и на основании увиденного в Риме, возникают новые памятники.

Двери из Гильдесхайма  - деревянные двери, облицованные бронзовыми пластинами и покрытые рельефами - для дверей из Гильдесхейма взят образец дверей из Санта Сабины, но тут тип рельефа совсем другой - т.н. средневековый выпадающий рельеф. Они совмещают две точки зрения, но при этом продолжают использовать римские декоративные мотивы.


По образцу колонны Траяна сделан подсвечник для пасхальной свечи для церкви в Гильдесхейме.
Все предметы скульптуры адаптированы для внутрицеркового использования.

Декоративно-прикладное искусство - кельнская сокровищница с распятием. На место головы Спасителя поставили лазуритовую головку Ливии, супруги Августа. Антик обладает такой самоценностью, что играет даже такую сакральную роль.

Диптих из Берлина с получением скрижалей Моисеем и уверением святого Фомы.
Пластины очень вытянуты, поля широкие, фигуры затеснены в узкий коридор, сам антураж создает заведомо неудобное поле для расположения фигур и это искусственное препятствие для композиции делает ее более экспрессивной, появляется напряжение, когда мы видим Фому развернутого спиной к зрителю, чего никогда не было раньше. Это предвосхищает главный принцип романской архитектуры - главенство архитектурной формы над композицией. В ДПИ уже виден этот принцип, который не так виден в скульптуре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий