четверг, 4 декабря 2014 г.

Искусство средних веков / книжная миниатюра 11 века


Архитектура оттоновского периода продолжает традиции архитектуры эпохи Карла, но при этом делает обязательными следующие вещи - крипты предназначенные для хранения реликвий (некоторые с протороманским типом обхода), лестничные башни, двустороннюю ориентацию, отсутствие входного портала на западе. Сводчатыми были только крипты (т.к. над ними находились апсиды и необходима была конструкция, выдерживающая нагрузку), настоящий интерес к сводам возник позже. Важный элемент архитектуры - кованые двери, которые будут распространены по всей Германии. Характерный тип убранства интерьера - крест над алтарем. Эта традиция началась с Карла Великого.
Существует теория о монументализации малых форм - резьба по кости, по камню, книжная миниатюра заложили основу скульптурного декора. 
Два новых принципа - один - нагнетание дисгармонии между архитектурным полем и формой. вызывающий экспрессию, другой - принцип редуцирования изобразительности до необходимого минимума.
Живопись того периода сохранилась очень мало. Лишь отчасти источники доя оттоновского ренессанса связаны с каролингами. В изобразительном искусстве работают и византийские и раннехристианские источники. Орнамент - объемный меандр - наследие из Равенны. Орнамент вообще меняется очень мало, подобный орнамент был в некоторых этрусксих гробницах. Для оттоновского времени главным заказчиком был не монастырь, а городской собор. 
Три основные художественные школы - Райхенау (иногда называется Трир - Райхенау), Регенсбург и Кельн.


Аллегория искупления. Бамбергская Песнь Песней. Ок. 1000 г
Ранняя школа Райхенау - 970-980 гг - комментарий на Песнь песней - композиция условная, действие разворачивается в абстрактном пространстве - композиция "Пурпурное восхождение" - распятый Христос изображен по-византтйски - умершим, склонившим голову вправо, в колобии. По Блаженному Августину Пурпурное восхождение - это кровь мучеников, пролитая за Христа. Впервые видим, как ушло все лишнее - здесь нет намека на пейзаж, окружающую среду.
Другой лист - заставка с инициалом и первой строкой Песни песней - изображается брак Христа и Церкви. Песнь песней - это свадебный текст, представляет собой диалог жениха и невесты, еще апостол Павел уподобляет земной брак браку Христа и Церкви. 
Все декоративные мотивы из книжной миниатюры дадут потом романскому искусству такие мотивы как "маленькие любопытные".
Пурпурный фон с наложенным анималистическим орнаментом - это восточные влияния. Орнамент - плетенка - варварские влияния.

Самым распространенным типом рукописи стал Евангелиарий - сборник евангельских чтений, обычно подробно иллюстрированный. Разница между евангелиарием и евангелистарием - евангелиарий (в Византии - напрестольное евангелие) - это чтение по календарю, евангелистарий (в Византии - четвероевангелие) - это 4 последовательные евангелия с деяниями апостолов и Апокалипсисом. 
Иисус и Пилат; отречение Петра; бичевание. Кодекс Эгберта. Ок. 985 г
Кодекс Эгберта - содержит более 50 миниатюр. Миниатюра "Снятие с Креста" - остаются только те, кто упомянут в тексте, среда имеет два горизонта, только два дерева показывает о том что действие происходит в саду, что подтверждается и надписью "хортус". Шествие в Эммаус и Трапеза в Эммаусе - только стол и замок, обозначающий поселение. 
Фигуры - появилась жесткая разница масштабов. Работали несолько мастеров, причем один из них - явно более ориентированный на античность.

Главный памятник школы Райхенау - Евангелиарий Оттона III.
Евангелист Лука, Евангелиарий Оттона III
Уникальные изображения евангелистов - у них нет ни прецедентов, ни продолжения, они показаны как бы в апокалептическом видении, конструкция очень продуманная и очень экспрессивная.

Посветительная миниатюра - Евангелиарий был заказан для торжественной коронации Оттона в 1000 году,  идеологом коронации и наставником был Герберт Реймский, который принял имя Сильвестр  (как и папу, который был при Константине).
Четыре персонажа на левой странице посветительной миниатюры - это страны-данницы, покоренные  императором, которые идут к нему на поклон. Оттон окружен войском и клириками - та же идея, что и в равеннской мозаике с изображением императора Юстиниана, который также окружен и клириками, и военачальниками. Персонификации завоеванных стран пришли из иконографии римского триумфа - у них т.н. "городские короны" - корона в виде городских стен.

Зрелый памятник школы Райхенау - Евангельские чтения Георгия 3
Христос коронует Генриха II и Кунегунду
Отражение нового принципа отношения к власти - вот вот начнутся войны папы и императора., появляется идея сочетания высшей власти - и светской, и духовной в руках императора.

Коронационный сакраментарий Генриха 2 - два клирика поддерживают руки императора, в которые ангелы вкладывают щит и меч, а Христос коронует Генриха. Здесь друг на друга накладываются две схемы - "передача закона" снизу и "вознесение" сверху, таким образом рождается третий смысл, который придает больший смысл императорскому изображению.
Имперская идея приходит вместе со зрелостью стиля. Ушло деление на многорегистровый фронтиспис, который был у каролингов, это уже предельно зрелый стиль школы Райхенау. 

Зрелость стиля - это единство узнаваемых принципов, которые прилагаются к большому кругу памятников

Райхенау - главная художественная школа оттоновского периода. 

Школа Регенсбурга
Евангелие аббатиссы Уты - 16 миниатюр, каждая - это сложный ребус. Новый принцип - разделение на геометрические зоны, которое началось еще при Карле, но нигде еще их не было так много и нигде еще они не сопровождались столь многочисленными подписями. Здесь утвердилось прочтение изображения как ребуса.

Сам Христс в пурпурной императорской одежде в терновом венце склонил голову направо, в квадратах сверху солнце и луна, закрывшие свои светила увидев муки Христа. В среднем регистре - церковь и синагога. Под ними - жизнь в позе оранты и смерть, пронзающая себя копьем с лицом, закрытым погребальным платком.

Видно влияние Золотого кодекса (тоже из Регенсбурга), но тут миниатюры гораздо богаче и на очень высоком интеллектуальном уровне.

Школа Кельна 
Кельн тогда - это настоящий старый римский город, в отличие от двух других центров, и там наверняка были памятники римского искусства.

Евангелие аббатиссы Хитды - 19 миниатюр, все в движении, исчезли орнаменты, корабль несется по диагонали. Вся композиция пластична и динамична, даже при отсутствии пейзажа. Аналог можно провести с греческим киликом Диониса мастера Эксекия, чувство формы и пластики пронизывает даже самые условные композиции.



Эти три школы представляют три разных составляющих одной культуры.

Основными чертами оттоновского ренессанса стало то, что они взяли у каролингов и довели до абсолюта, совместили с теми чертами, которые взяли у Византии и в раннем христианстве, и все эти цитирования приводят к сложению зрелого средневекового стиля, где окончательно умерла концепция пространства и сформулировалась идея абстрактной экспрессии. Мастера начинают работать таким образом, что если у них нет нужного образца для определенного сюжета, они берут похожую схему и вставляют ее в нужную рамку.

В книжной миниатюре на территории Европы, не охваченной оттоновским ренессансом, сохранились две основные школы - Испания и Британские острова.

В Испании в 10 - начале 11 века (прямо параллельно Оттонам)  расцветает совершенно особенный роскошной стиль - мосарабский ( в переводе -  "похожий на арабский"). Ведущий тип рукописей связан с событиями в Испании, где идет противостояние арабского и христианского мира, еще до начала реконкисты и противостояние мирное. Такой мир для христианства порождает проблему с ересями, которые в народном сознании хотели бы примирить мусульманскую и иудейскую строгость с христианством.
Одна из них - адопционизм, главный тезис которого - Христос - это приемный сын Божий, которого Господь делает своим рупором, но он не его единородный сын, тем самым отрицается богочеловеческое начало Христа.
В связи с этим направлением пишется трактат Беатуса Лиебанского - комментарий на Апокалипсис, который богато иллюстрирован в cтиле, который сочетает христианские сюжеты с  арабским подходом к колориту, отсутствием персонификаций. Арабский мир  в то время с точки зрения науки гораздо более продвинутый, чем христианский, поэтому в миниатюрах мы видим карты, астрономические схемы.

Беатус де Факундус
Беатус из библиотеки Моргана

Поклонение Агнцу - используют астрономическую схему, которую адаптируют для сюжета Поклонения агнцу.
Мосарабский стиль формируется из традиции, идущей от вестготов, и наложенной на арабские научные трактаты. Отношение к цвету - тоже от арабов. Принцип выделения цветом регистра. Мастера тоже пользовались одними и теми же образцами - есть похожие схемы в применении к одним и тем же сюжетам.

Буквальное изображение текста - "третья часть солнца и третья часть луны затмилась и третья часть звезд пали на землю". 

Этот стиль перешел через Пиринеи и там имел получил большое развитие.

В 1 четверти 11 века появился Апокалипсис из Сен Севера, сделан в Пиренеях, но со стороны франции. Остался тот же аппликативный колорит, тот же подход к изображению. Но тут уже очевидно, что мастер соблюдает ориентацию верх-низ. Англеы изобажены в три четверти. в ракурсе, появляются дополнительные поясняющие детали.

Эмиль Маль выдвинул теорию о том, что эта рукопись и другие, подобные ей, которые не дошли до нас, становятся одним из прототипов для сложения зрелой романской скульптуры.







Школа абсолютно противоположная мосарабской - Англия. 
До 1066 г., т.е. до завоевания Вильгельмом Англия представляла самостоятельную форму правления. Культура была очень связана с местной кельтской культуры. Местная школа миниатюры принципиально отлична от испанской - миниатюра на Британских островах часто не цветная, очерковая (влияние Утрехтской псалтири, которая около 300 лет хранилась на Британских островах), либо миниатюры несколько акварельного плана, со светлыми нюанисрованными (а не локальными) цветами и, как правило, на основе раннехристианской стилистики.
 Иисус Христос нисходит во ад. Псалтырь Котона. 966 г

Крещение Иисуса. Бенедикционал св. Этельвольда. 973-980 г

Далее происходит постепеноне освоение техники цветной миниатюры, отличающейся от континентальной тем, что композиция очень орнаментальная, здесь играет огромную роль то, что у них нет представления о пространстве, какое есть у культуры с античным наследием.
Такие рукописи явно связана с реймской школой каролингов - они используют ордер для декорирования листа, не воспринимают арку как архитектурную форму.


Комментариев нет:

Отправить комментарий