понедельник, 15 декабря 2014 г.

История средних веков / романика во Франции / 2

Портал Аббатства сен Фуа (Св.Веры) в Конке со сценой Страшного суда. Строится с 1107 г. Портал Аббатства сен Фуа (Св.Веры) в Конке со сценой Страшного суда. Строится с 1107 г. Здесь работает принцип геометрического деления поля - разбито на три регистра, уже появляется иерархия левой и правой стороны. Слева от Христа изображены все семь смертных грехов (аббревиатура Салигия). Ад - это хаос, рай, наоборот, упорядочен, поле разделено на архитектурные ячейки.

Нижняя часть тимпана реставрирована, также было разрушено трюмо. Здесь сохранилась раскраска, которая присутствовала в порталах на протяжении  всего средневековья.
Мотив с принесением ангелами орудий страстей связан с рукописью "Светильник" (Elucidarium) Гонория Августодонского, где подробно говорится о том, как будет проходить Страшный Суд.
Фигурки т.н. "маленьких любопытных" которые прячутся от Страшного Суда - у Джотто в Капелле дель Арена есть подобная фигурка человека, который пытается укрыться от Суда.



Церковь Сан Пьер в Болье - портал по структуре такой же - с глубоким портиком с наложенными архивольтами. Программа декора - на разделительном столбе три фигуры, которые представляют собой некое подобие атлантов, которые выдержаны в трех возрастах.

Появляется новый мотив в изображении Судии - он и сидит на престоле, и как-бы раскинул руки на кресте - это тоже иллюстрация Гонория, который в "Светильнике" описывает, каким явится Спаситель на Страшном Суде: "таким же, каким он был на кресте". Т.о. на портале -буквальная иллюстрация этой фразы. Нижняя часть тимпана занята шествием монстров, вышедших из адской пасти (представлена в виде львиной пасти, т.е. образцы пришли из Англии, где были подобные миниатюры).

Портал церкви Сан Мари в Суйяке - портал не сохранился, но скульптура портала была перенесена на внутреннюю поверхность западной стены. Главный персонаж - шагающий Исайя, у него то же движение, что было в Муассаке, но даже более выразительное. Такого рода "балетные движения" характерны для скульптуры Лангедока.

Декор опор - клуатр в Муассаке - капители можно разделить на две группы - орнаментальные (объемный меандр и августовский орнамент, т.н. "обитаемый свиток") и историзованные.

Скульптура Бургундии

Клюнийский тип архитектуры - с развитой галилеей и с двумя транспетами. Скульптура сохранилась не везде, тимпан церкви в Клюни существует только в зарисовке. Фигуры очень вытянуты, что будет характерно для всей Бургундии. Композиция - апокалиптическое видение с четырьмя животными, наложенная на Вознесение.

Ансельм Кентерберийский 
в трактате "Почему Бог стал человеком" говорит, что крестной жертвы хватит на всех, кто жил до нас, на нас и после нас еще останется. также он говорит, что разум дан человеку как инструмент для постижения Бога. Раннее догматическое богословие построено на определенном списке цитат из отцов церкви, а тут появляется новое богословие - диалектическое, построенное на разумном постижении вселенной. Через сто лет Фома Аквинский суммирует это в "Сумме теологий".

Два самых главных памятника Бургундии - базилика Сан Мадлен в Везле и Сан Лазар в Отене.

Базилика в Везле  - тимпан реставриован в 19 в. Виоле ле Дюком. Архивольты заселены фигурами, чего не было на юге Франции, где они орнаментальные. Центральная композиция  -Пятидесятница.
Фигура Христа изображена зигзагообразно, не имеет ничего общего с человеческой фигурой. Все архитектурные элементы заселены значащими изображениями, один ряд архивольт географический, другой - календарный, с изображением знаков зодиака и трудов по месяцам. Рельеф глубокий, уровень рельефа неоднородный, некоторые части вынесены сильно вперед.
Программа трехпортальная - начало - Рождество, конец - Вознесение и апофеоз - Дар Духа Святого, т.е. снисхождение Святого Духа на апостолов. После завершения этого портала именно отсюда уходит второй крестовый поход.

Портал цекркви Сан Лазар в Отене - известно имя мастера - мастер Жильбер, по карнизу помещена его подпись. Больше, чем все остальные церковные постройки, связана с Гонорием, т.к. по одной из версий он был уроженцем Отена. Бургундская экспрессия выражена максимально - у фигур уже совсем нет объема, акцент сделан на графике. очевиден интерес к таким деталям, как сцена взвешивания души. У западнохристианского мира нет страха перед адом, который был на востоке, где нет юмора по отношению к бесам. На западе этот мир воспринимается с юмором, есть сказки про бесов. В архивольтах зодиакальные сцены, над ними персонификация года, которая венчает замковый камень. Изображения в медальонах - чередуются знаки зодиака и труды по месяцам.

В готическую эпоху собор был перестроен, но сохранилась т.н. "Отенская Ева" -это уже довольно объемная скульптура, высокий рельеф, но он еще не проработан в глубину. Это экспрессивная фаза бургундской романики.

Портал церкви в Семюре - т.н. барочная фаза бургундской романики, динамика каждой фигуры пришла в монументальную скульптуру.

Архитектура центральной Франции - центр Франции это большое плоскогорье, здесь чувствуется, что это архитектура провинциальная, что они далеки от паломнических путей. Два центра - Оверни со столицей в Клермон-Феране и Пуату со столицей в Пуатье, начали строиться только после первого крестового похода.

Появляются купольные постройки - самая классичная - Сен Фрон в Периге. План состоит из равноконечного креста, такой тип использовали и при строительстве собора святого Марка в Венеции. Церковь в Периго построена через призму увиденного в Венеции и в Константинополе, но в отличие от собора св. Марка, Сен Фрон не имеет выраженного внешнего убранства и его купола сохраняют ту форму, которые были первоначально у куполов Сан Марко. В интерьере нет мозаик, четко видна архитектура. Такой купольный тип приживется в Аквитании и придет в постройки базиликального типа.

Базилика Сан Пьер в Ангулеме - на рукавах трансепта были кампанилы итальянского типа с конусообразной кровлей. Один купол выведен наружу, остальные убраны под двускатную кровлю.

Церковь в Суйяке - тоже однонефная, тоже купольная, но у нее все купола выведены наружу. Алтарный купол выше, купола на чуть стрельчатых арках.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье - постройка маленькая, сильно инспирирована Италией, со сложной скульптурой, орнаментальность перемежается изобразительными сценами, много изображений животных. Все башни сделаны из пучков опор, лестничная башня спрятана сбоку.

Появляется новый тип церкви - зальный, один ярус во внутреннем пространстве - ярус опор, все нефы равной высоты, освещается через окна бокового нефа, для этого боковой неф должен быть достаточно узким.
Пример зальной церкови - Сен Савен сюр Гортамп. Опоры расписаны под разные виды цветного мрамора.


Школа Оверни - это самый центр Франции, на плато вулканического происхождения и церкви построены из местного вулканического камня, очень трудного в обработке.

Нотр дам в Клермон Феране - свет из средокрестия попадает в самую дальнюю часть нефа за счет того, что есть дополнительный ярус, прорезанный окнами, т.н. "овернский световой трансепт".

Архитектура ордена цистерцианцев - вся каменная и вся сводчатая.

Орден цистерцианцев образовался в самом конце 11 века. Самый известный цистерцианец - Бернар Клервосский - он сочиняет первую службу Богоматери (набор эпитетов богоматери идет оттуда), вдохновляет крестовые походы, был противником аббата Сугерия. Цистерцианцы очень много трудились, у монахов была жесткая дисциплина, там возникает использование трудов т.н. конверзов - как правило, это были деклассированные люди, которые за кров и пищу оставались в монастыре, их называли "полубратья", они давали обет целомудрия, выполняли тяжелый физический труд.

Аббатство Фонтене - используют чуть стрельчатую арку, нет эмпор и клеристория. Боковые нефы перекрыты поперечно, нет капелл и обходов,  нет декора, апсида квадратная, интерьер освещается через окна западной и восточной стены - т.н. "бургундская полуготика".

Перекрытия бокового нефа могли быть полуцилиндрическими, чтобы там было место для конверсов, они должны были стоять отдельно и не смешиваться с братьями.








Комментариев нет:

Отправить комментарий