понедельник, 8 декабря 2014 г.

Искусство средних веков / первый романский стиль

Первый романский стиль

Территории, охваченные оттоновским ренессансом - Германия и часть севера Италии. На остальных территориях архитектура переживает не лучшие времена. Вся первая половина 10 века - это постоянные войны, поэтому изобразительные школы существуют только на периферии,  в основном в Испании и на Британских островах. По времени этот период аналогичен оттоновскому ренессансу - с 980 г. по 1080 г. - для всей остальной Европы этот период называется "первый романский стиль".

Само понятие "романика" связано со сводчатой архитектурой. Подобно тому, как романские языки пользуются латынью, романская архитектура пользуется римскими сводами, т.е. архитектурным языком, разработанным в римской империи.
Интерес к сводчатой архитектуре имеет несколько объяснений - это и практический интерес, т.к. в балочных деревянных перекрытиях были частые пожары, но также это и требования литургические - в сводчатой архитектуре лучше акустика, а также изменение образа монашества и практика паломничеств.


Монашество на протяжении 10 века реформировалось несколько раз,  главная реформа - клюнийская. Внутри бенедектинского ордена появился отдельный самостоятельный орден, сформировавшийся в аббатстве Клюни, он добивается независимости от местного синьора и непосредственной зависимости только от Папы, что дает им возможность реформировать монашество, появляется большое количество рукоположенных монахов, т.е. монахов-священников, которые должны были ежедневно служить мессу. Это ведет в сторону многоалтарности  и увеличения объема здания. Идет развитие культа реликвий, уже подготовленное каролингским и оттоновским ренессансами.
Все это вместе подводит к идее сводчатой архитектуры. На территории Европы должно найтись место, где искусство возводить своды еще не забыто, и такое место находится на озере Комо на севере Италии. Мастера из Ломбардии едут по всей Европе и делятся опытом возведения сводчатой архитектуры. В самом языке того времени есть отражение того, что североитальянские мастера были лучшими строителями - термин "ломбардус" в языке того времени означало "каменщик".

Постройки севера Италии
Еще со второй половины 10 века начали строить церковные здания, где не только крипта была полностью сводчатая, но еще и сводчатые пресбитерии - церкосб Сан Пьетро в Альяте.

Ломбардский декор - плоские аркады или наложенные врезанные арки. Такая архитектура распространилась по всей Ломбардии. 
Самый завершенный памятник - базилика Сант Аббондио - длинный двухчастный пресбитерий со сводчатыми перекрытиями, ордерная система - малые колонны в боковых нефах. Снаружи имитирует оттоновскую многобашенную церковь но вместо башен тут появляется колокольня - до этого башни могли быть световые или лестничные, тут в Италии появляются башни под колокола.

Постепенное развитие сводчатой архитектуры привело к тому, что наряду с раннехристианскими  постройками с плоскими перекрытиями возникают и сводчатые.

За пределами Италии первый романский стиль локализуется в первую очередь во Франции - в Бургундии. 
Дижонский собор - воспринимается как копия базилики Гроба Господня, в плане тоже есть ротонда, как и в иерусалимском храме. Многоярусная ротонда - главная отличительная черта храма Гроба Господня, которую копируют.

Идет формирование нового типа архитектурного языка, связанного с новым отношением к ордеру - несколько бенедиктинских храмов, среди которых была базилика Клюни-2. Это экономичный, сокращенный вариант монастырского храма. Здесь появляется т.н. "галилея" - это помещение перед входом, где происходят литургические драмы. В православном храме этого понятия не было.

Уже в Клюни-2 были попытки оформить портал, но мы о них знаем не много, полноценной скульптуры от этого периода не осталось.

Базилика, по значимости сравнимая с Клюни - Сен Бенуа сюр Луар (Аббатство Флери). Отстроена на рубеже веков, его особенная популярность связана с тем, что сюда еще в 7 веке перенесли мощи святого Бенедикта  Нурсийского из Монтекасино, спасая от лонгобардов. Здесь появился трифорий.

В каролингских и оттоновских храмах между опорами и клеристорием находилась либо живопись, либо ничего, а тут уже ордер приобретает функцию заполнителя пространства. В романике постепенно складывается принцип, котор был и в древнеримской архитектуре - ордер играет роль пропорциональной сетки, каждый ряд должен быть отмечен ордером. 
Появляется новый тип опоры - раньше была опора в виде колонны, а тут появляется кантонированный пилон - столб, обставленный полуколоннами с каждой из 4 сторон. За образец берут как римскую архитектуру, так и современную им архитектуру Италии.

К концу первого римского периода появляются постройки, полностью перекрытые сводами - например, базилика Сен Филибер в Турнюсе (Бургундия). Каждая ячейка перекрыта своим поперечным сводом, т.к. пока еще не могут сделать единый цилиндрический свод (т.н. "туннельный").

Пиренеи и южная Франция - зона полуфранцузских - полуиспанских маленьких монастрыских построек, как правило, они находятся в горах, имеют одну маленькую башню, и, из-за того, что они небольшие по размеру, они сводчатые. В этой местности перед глазами мастеров есть примеры римских построек. Также ощущается влияние арабоской культуры - некоторые постройки имеют сложную форму опор, подковообразную форму арки.

Нормандия - в это время (первая половина 11 века) - активно развивает идею своей собственной государственности. Архитектура Нормандии 11 века много берет у имперской архитектуры. Норманны не просто захватчики, они оседают на завоеванной территории и учатся государственности. Ключевая фигура - Вильгельм Завоеватель.
Еще пока не родилось такое явление, как рыцарство, образ рыцаря начал культивировать Людовик Святой в середине 13 века. Идея христианского рыцарства появится в 90-е гг 11 века.
Аббатство Жемьеж - по архитектуре напоминает оттоновскую архитектуру, это крупномасштабная постройка, сейчас руинирована. Два вида опор боковых нефов - колонна и обставленный столб.

Скульптуры этого времени мы практически не знаем, полноценная романская скульптура возникнет к самому концу 11 века.



Комментариев нет:

Отправить комментарий