суббота, 13 декабря 2014 г.

Искусство средних веков / романика во Франции / 1


Зрелая романика во Франции

К 1080 г. в Европе повсеместно обучились строительству сводчатой базилики. Особенная роль в формировании зрелой романской архитекутры принадлежит Франции, т.к. в это время Франция -  это центр паломнических путей ведущих в Сантьяго де Компостела, на них были построены паломнические церкви. К этому моменту возникает практика паломнических обетов, которая подогревается новой сферой богословских представлений - о чистилище , т.е. том месте, где пребывают души умерших в ожидании суда. Восточно христианский мир идеи чистилища не знает, иуадизм также не развивал тему чистилища.

Обет давался, что в случае избавления от несчастья, будет совершено паломничество в святое место - или в Иерусалим, или в Рим, или в Сантьяго де Компостела, но Иерусалим был с 7 века в руках мусульман, а для паломничества в Рим надо было переходить через Альпы. В Сантьяго де Компостела можно было попасть через перевал, а не переходить через Пиринеи.
Паломнические маршруты в Сантьяго де Компостела


Во Франции и Галисии было пять больших паломнических базилик, из них сохранилось две - Сен Сернен в Тулузе, Сент Фуа в Конке, и сама базилика Сантьяго де Компостела, не сохранились две - Сен Мартен в Туре, Сен Марциал в Лиможе.
План базилики Сантьяго де Компостела

По плану Сантьяго де Компостела видно, что у паломнических базилик трехнефный транспет, т.е. они ориентированы на постоянное движение паломников, причем не на одном этаже, а на двух - есть эмпоры, которые увеличивают вместительность постройки. Способ перекрытия - перекрывается каждая ячейка (от циркуля или от квадрата), тогда как в готике перекрытие идет от центра. Ордер начинает отмечать ярусы.

В зрелой романике главной формой декора становится декор монументальный - скульптурный портал с тимпанной композицией - такой тимпан есть и в Конке, и в Тулузе. Для тимпанных композиций берутся темы, связанные или со Вторым Пришествием или со Страшным Судом.

Большинство церквей во Франции - аббатские, главную роль играет аббатстсво Клюни, это самостоятельное образование, которое подчиняется напрямую Папе, а не местному диоцезу или синьору. К 1088 году, т.е. через 100 лет после Клюни-2, начинается перестройка аббатства Клюни, которое завершено к 1135 году, т.е. совпадает с началом строительства Сен Дени и значит, совпадает с началом готики в Иль де Франс. 

Т.о. романика и готика не сменяют друг друга, а по сути - это два параллельных стиля, один возникает в том регионе, где слаб другой.

Памятники бургундской школы

Аббатство Клюни
План - типа бенедиктинского креста - с двумя трансептами,  с двумя средокрестиями и двумя световыми башнями. Нет обхода, т.о. понятно, что постройка не паломническая. Очень развита галилея. Ломаная арка - чуть стрельчатая арка - такую форму исследователь, воссоздавший образ Клюни - Кеннет Конант называл "бургундская полуготика". Масштабы базилики были сравнимы с масштабами базилики Святго Петра в Риме - около 170 м в длину, высота сводов - около 35 метров. Форма пилонов - усложененные.

Аббатство Клюни обросло дочерними постройками, они не повторяли его масштаб и не всегда были похожи в плане, но повторяли сводчатость.

Аббатство Сен Мадлен в Везле  - сохранился интерьер - пример зрелого использования ордера, от Клюни отличается тем, что арки - полуциркульные (а не ломаные) и в нефе крестовые своды.

Базилика Сен Лазар в Отене - много перестраивалась в готическое время, но интерьер сохранился и внутри видны все нюансы использования ордерной системы. В перекрытии используют чуть стрельчатые арки.

Другие значимые постройки - Паре ле Мониаль - "старшая дочь Клюни", Ле Шаре де сюр Люар.  Клюни - это масштаб и сводчатость. Ни одна из базилик не имеет эмпор, все они монастырские.

Нормандия - до Вильгельма и после него - это две разные области. Уже до Вильгельма появляются имперские амбиции и строится многобашенное аббатство Жемьеж, где пэры присягнули маленькому Вильгельму. 

Две столицы Вильгельма - Руан и Кан, где он умер. Там он и его жена Матильда построил два аббатства - Сен Этьен и Санта Тринита, уже после того, как он стал королем Англии - они построены и перекрыты по новому способу - одной ячейке центрального нефа соответствуют две ячейки бокового, свод центрального нефа шестичастный, он имеет промежуточную опору и, таким образом, разгружается стена.
План собора Сен Этьен в Кане

Своды Сен Этьен нервюрные, но не готические - нервюры не строятся заранее, как в готике, а накладываются на уже существующую кладку свода. "Нормандская толстая стена" - термин касается  конфигурации окон - окно клеристория двухслойное, ранняя готика заимствует такое окно у романики. Конфигурация фасада - двубашенный и трехпортальный - станет классичесиким порталом для готики.

Англия

Такая архитектура пришла в Англию, в это время Вильгельм проводит там перепись населения, налаживает связи с местной знатью.
Собор в Дареме - нет особенностей паломнической церкви. Передовая сторона этой архитектуры в том, что английские романские постройки совмещают две функции - это и монастырская церковь, и храм - поэтому транспет делит здание почти пополам, т.к. в здание должны вместиться и миряне, и монахи. Интерьер - декоративный, орнамент "зубья пилы", пришедший в архитектуру через миниатюру. Дарем -  это единственный неперестроенный собор в Англии.

Монументальная скульптура

Еще в постройках первого романского стиля были фрагменты монументального декора, но до 1090-х гг полноценной скульптуры не было. тот скульптурный декор который был до рубежа 11-12 веков называется "протороманика".
Главный из памятников - 1020 год - Сен Жени де Фонтен в Пиренеях - среди орнаментов при помощи врезанного рельефа изображены апостолы, предстоящие Вознесению.

Первые предвестники появления монументальной скульптуры - это памятники, которые не восходят к античной традиции, а попытка заново освоить технику рельефа не на основе античного образца. На востоке в 400 году было запрещено производство любых скульптурных изображений, а на западе скульптуре уже не было места, кроме каких-то очень локальных мест - лонгобарды в Чивидале (на северо-востоке Италии), где, возможно, работали греческие мастера.
В раннем 11 веке традиции монументальной скульптуры нет, есть только скульптура малых форм, они начинают изображать композиции, которых не было в раннем христианстве. Это попытка связать человеческую фигуру с архитуктурным декором.

К 1090 году появляется первый полноценный скульптурный монументальный декор - начинается с церкви Сен Сернин в Тулузе. Основан на книжной миниатюре каролингов. Рельеф Христос во славе - не сильно выступает за пределы стены, физиогномический тип восходит к школе Райхенау (евангелие Оттона 3) - Христос Эммануил с длинными волосами. Но в скульптуру такой тип, скорее всего, приходит не из миниатюры, а из малой формы типа книжного оклада - теория монументализации малых форм.
Соотношение между скульптурой и архитектурой в этой системе - принцип, когда архитектурное поле давит на композицию, фигуры в углах активно сжаты и уменьшены, центральная фигура больше и объемнее тех, которые на периферии. 

Это рельеф с разной высотой, здесь все выступающие точки на разной высоте, объем в профильном изображении складывается из двух плоскостей. Теория классического рельефа - в греческом рельефе есть две плоскости - реальная и иллюзорная, есть четкое пространство существования скульптуры. Рельеф мраморный, т.к. рядом с Тулузой есть каменоломни и там еще осталась римская скульптура и архитектура.

Декор скульптурного портала и его элементы будут одними и теми же для романики и для готики. Романский портал - это тип перспективного портала, т.е. система арок, уходящих в перспективу, углубляющих вход. В сущности, это дверной проем с наложенными арками состоящими из опор (откосы портала) и архивольтов. Откосы портала будут в готике украшаться фигурами, в романике - пока нет. Если проем широкий, применяют разделительный столб - от французского называется "трюмо". Та часть трюмо, которая выходит на зрителя, украшается с трех сторон. Поле, ограниченное притолокой и архивольтами, называется тимпан, В романике форма тимпана полукруглая, в готике стрельчатая.

Каждый из архитектурных элементов портала может нести свое изображение. В тимпане изображается самая главная композиция, но и притолока, и архивольты, и капители тоже являются носителями фигуративных изображений. В романике поля давят на скульптурную форму.

Портал в Муассаке - церковь Сен Пьер строится в то же время -1110-е годы. Классическая структура со всеми элементами портала, которые декорированы либо декоративно, либо фигуративно. Это зрелый экспрессивный стиль. Существует теория Эмиля Маля о влиянии мосарабского стиля на порталы Лангедока. Здесь очевидна иерархия масштабов с огромным перепадом в размере, принцип магнита, когда и животные, и 24 старца устремили свои взгляды на Христа. Лик Христа экспрессивный, уходят человеческие характеристики, такие как черты лица, возраст.



В глубоком портике история о смерти богача и бедняка - поучительная история, которая могла быть связана с проповедью нищим, которые могли собираться внутри этого портика. Толковательная традиция описана М.Шапиро.

Разделительный столб - шесть львиц, пересеченных между собой и на боковых частях два персонажа - шагающий пророк Иеремия, он ни на что не опирается, т.е. тектоника уже ушла. И борода, и усы орнаментализированы - эта традиция восходит к римскому портрету эпохи Антонинов (рядом с Тулузой было очень много именно такой скульптуры).
Т.е. источников у этого рельефа было несколько и в том числе были и античные образцы. Человеческая фигура утратила пропорции, она, как и ордер, служит, чтобы отметить собой архитектурную форму, т.е. подчинена высоте яруса и длине столба. Архитектура оказалась важнее, чем пропорции, но и ордер, и человеческая фигура все-таки сохранились в романской традиции. Отсутствие пропорции - главная отличительная черта романского стиля. также нет тектоники - фигура ни на что не опирается.

Здесь есть следующие виды иерархий - иерархия масштаба, иерархия положения (главная фигура в центре и она притягивает к себе все остальные), но еще нет иерархии левой и правой стороны. 








































Комментариев нет:

Отправить комментарий