воскресенье, 22 января 2012 г.

Выставка Maurizio Cattelan: All

Если составлять мой личный рейтинг выставок современного искусства, увиденных в прошлом году, то выставка Maurizio Cattelan: All в Музее Гуггенхайм в Нью-Йорке заняла бы в нем первое место. Здесь восхищает все - и личность художника, и его произведения, и, конечно, нестандартная идея куратора - выставить работы «хулигана» Каттелана таким необычным образом. Все они подвешены к потолку музея в виде гигантского фестона и зрители, поднимаясь по рампе имеют возможность рассмотреть все это сначала кажущееся хаотичным нагромождение восковых скульптур, чучел животных, различных объектов, представляющих весь творческий путь художника.



Ниже - мой вольный перевод аннотации выставки с сайта музея и несколько фотографий, которые, к моему большому удивлению, разрешали делать обычно очень строгие смотрители музея. Возможно, просто устали бороться со зрителями, которые как дети радуются возможности снять на память чучело ослика, милейших каттелановских собачек, или самого воскового художника, весело катящего куда-то на игрушечном велосипеде.



Признанный провокатор и хулиган современного искусства Маурицио Каттелан создал самые незабываемые произведения нашего времени. Источниками его творчества служит весь спектр социальных явлений: попкультура, история, религия. Кателлан работает в стиле гиперреализма, он создает удивительно натуралистичные скульптуры, обнажающие проблемы современного общества, но при этом сделанные с в ироничной, а чаще в сатирической манере.

Каттелан родился в Падуе, в юности испытывал финансовые трудности, поменял несколько малооплачиваемых занятий. Эти годы, с одной стороны, воспитали у молодого человека нелюбовь к монотонной работе, с другой - научили его не признавать никаих авторитетов. И та, и другая тенденции явно прослеживаются в ранних работах художника. Сам он описывает 80-е и начало 90-х годов как «чувство, что ты не в состоянии сделать что-либо». Неуверенность, страх неудачи очевидны в ранних перформансах Кателлана. Так, на своей первой персональной выставке в 1989 году Каттелан просто закрыл галерею и повесил табличку Torno subito (Скоро буду). В 1992 году Каттелан выставил в Туринской галерее канат из связанных простыней, свешивающийся из открытого окна. А на Биеннале 1993 года он представил объект под названием «Working Is a Bad Job» - плакат, рекламирующий новый парфюм.

Отсутствие уважения к общепринятым нормам приводит к тому, что художник работает на грани допустимого, причем его произведения иногда имеют очевидно криминальный характер. Для выставки 1996 года в Амстердме он украл все объекты, выставленные другим художником в галерее, находящейся неподалеку, и выставил их как свои собственные (Another Fucking Readymade, 1996), пока полиция не потребовала вернуть все на место под угрозой ареста.

Анархистские настроения Каттелана распространяются и на его отношение к теме итальянской национальной идеи, политических и социальных проблем его родной страны. В ответ на волну ксенофобии начала 90-х Каттелан сформировал футбольную команду, состоявшую из североафриканских эмигрантов. Они играли как на настоящем футбольном поле, так и в настольный футбол, установленный в художественных галереях. Игроки были одеты в форму с надписью Rauss, напоминающей о нацистском лозунге Juden raus («Евреи вон»).

Каттелан использует собственную личность как основу для своих работ. Он создает несколько серий работ в которой он показывает себя самого. Например, в скульптуре 2000 года We are the revolution, маленький Каттелан подвешен за воротник к металлической вешалке. А в 2001 году в Художественной галерее Роттердама, в зале старых мастеров выставляет скульптуру, натуралистично изображающую его голову, выглядывающую из дырки в полу. Некоторые из работ Каттелана не такие прямолинейные - так, в 2008 году в ротонде музея Гуггенхайм в Нью-Йорке он выставляет другого строптивого итальянского мальчика - Пиноккио, которого он подвешивает лицом вниз как будто тот рухнул вниз с рампы музея.

В работах Каттелана очень много иронии, но они, прежде всего , результат размышлений художника на тему морали. Ему интересно противостояние жизни и смерти, не случайно постоянное возвращение Каттелана к использованию таксидермии. Также среди наиболее известных проектов - реалистичные восковые изображения известных личностей. Например, работа La Nona Ora (Девятый час), 1999, его известнейшая скульптура Папы Ионна Павла II сраженного метеоритом и Him, 2001, изображающая Адольфа Гитлера смиренно стоящего на коленях и одетого в костюм мальчика.

Творчество Каттелана сложно собрать вместе в каком-то привычном выставочном формате. Выставка Maurizio Cattelan: All - это попытка представить работы художника вне хронологии и привычного галерейного контекста. Гигантская инсталляция в Гуггенхайм - тоже произведение искусства, собравшее практически все важнейшие работы художника.












Комментариев нет:

Отправить комментарий