четверг, 19 января 2012 г.

Выставка "Renaissance Portrait: from Donatello to Bellini" в Метрополитан

В Метрополитен сейчас идет выставка «Renaissance Portrait: from Donatello to Bellini», на которой собрано около 160 работ итальянских мастеров XV века, на которой я была перед НГ. Причем представлена не только живопись, но и скульптура, графика, книжная миниатюра, медали.


Antonio del Pollaiuolo, «Portrait of a Lady» 1460-65 Oil and tempera on poplar panel

Ниже - наиболее запомнившиеся мне произведения и вольный перевод пресс-релиза, опубликованного на сайте музея

На выставке собраны работы выдающихся мастеров - Донателло, Боттичелли, Мантенья, Антонело да Мессина, Пизанелло, Гирландайо, которым удалось создать удивительные образы современников - выдающихся правителей, кондотьеров, священнослужителей, ученых, поэтов, аристократии. Лица впервые обретают подлинно портретное сходство и отражают индивидуальный характер. Развитие жанра портрета в эпоху Возрождения было обусловлено прежде всего социальными факторами - интересом к индивидуальности, поиском новых идеалов, формированием соответствующего этим настроениям представления о прекрасном.
Портреты вошли в моду - их заказывали на память о значительном событии - свадьбе, военной победе, рождении наследника, а также и для того, чтобы запечатлеть свой образ для потомков.
На выставке собраны произведения из многих коллекций, что позволило кураторам наиболее полным образом раскрыть тему развития жанра в Италии XV века. Выставка разделена по географическому принципу на три основные части - начинается с Флоренции, где появились первые заказные портреты, далее представлено творчество мастеров Центарльной Италии - Феррары, Мантуи, Болоньи, Милана, Урбино, Неаполя и Рима, и заканчивается экспозиция работами венецианских мастеров.
Во Флоренции наиболее разительные перемены сначала произошли в скульптуре и только затем открытия, сделанные скульпторами, были взяты на вооружение живописцами. Важную роль в развитии жанра сыграло медальерное искусство - именно на медалях было максимально портретное изображение. Медали можно было выпускать в сравнительно большом количестве и они были долговечны, так что профильное изображение, характерное для монет и медалей долгое время было очень популярным, доминирующим и в живописном портрете. Но, благодаря творчеству Антонелло да Мессина и Джованни Беллини, которые стали изображать своих персонажей в трехчетвертном развороте, в портрете художника начинает интересовать передача характера, деталй интерьера и костюма.

Donatello, Reliquary Bust of San Rossore Ca. 1425 Cast bronze, chased, engraved, and gilded


Masaccio «Portrait of a man» (1426-27)


Paolo Uccello or eventually another Florentine artist of the same time, «Portrait of a young man» (1430-40)


Domenico Veneziano (formerly attributed to Paolo Uccello) «Portrait of a young man» (~1441)


Fra Filippo Lippi «Portrait of a Woman with a Man at a Casement» 1440


«Portrait of a Woman» Italian (Florentine) Painter, ca. 1440–50


Fra Filippo Lippi «Portrait of a Woman» (1445)


Pisanello - Leonello d'Este [7] (1443)


Pisanello - Leonello d'Este [3] (1441-43) verso


Antonio Rossellino (workshop) Cosimo il Vecchio de' Medici (1460)


Leonardo da Vinci - Study of Lorenzo de' Medici. Windsor Castle Royal Collection


Orsino Benintendi - cast of the death mask of Lorenzo de' Medici


Niccolo Fiorentino. Girolamo Savonarola (1491-98)


Mino da Fiesole - Bust of Niccolo di Leonardo Strozzi (1454)


Desiderio da Settignano. Bust of Marietta Strozzi(?) (~ 1462)


Piero del Pollaiuolo «Portrait of Galeazzo Maria Sforza» (1471)


Antonello da Messina «Portrait of a Young Man» 1478 Oil on walnut panel


Pietro di Spagna «Federigo da Montefeltro and His Son Guidobaldo» 1476-77 Oil on fir


Sandro Botticelli «Portrait of a Lady at a window» (1470-75) Smeralda Bandinelli, wife of Viviano de Brandini, London Victoria and Albert Museum


Lorenzo di Credi «Portrait of Ginevra de Benci» (1475) Metropolitan Museum


Domenico Ghirlandaio «Portrait of an old man with a child» (1490)


Giovanni Bellini. «Fra Teodoro of Urbino as Saint Dominic» 1515 oil on canvas


Fra Angelico «Head of a cleric» (1448)


Domenico Ghirlandaio «Bust of a woman with bonnet» (1489-90) Collection of Duke of Devonshire


Domenico Ghirlandaio «Head of an old woman with veil» (1489-90)

В «Трактате о живописи» в 1435 г. Леон Батиста Альберти писал: «Живопись обладает поистине чудесной силой - она не только делает отсутствующее присутствующим, но и представляет умерших живым много веков спустя, так, что они становятся узнаваемыми зрителями, которые испытывают восхищение мастерством художника».

1 комментарий: