Лектор - Хлопонина Елена Юрьевна
Лекция 1 - «Революция» пленэра: сложение нового живописного метода импрессионистической живописи: К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро
Эдуард Мане - художник, который отразил свою эпоху, ее новизну, актуальность. Он также открыл новые пути развития искусства - его считают "художником для художников", его искусство апеллирует именно к визуальному восприятию.
Мане "Музыка в саду Тюильри" - само название указывает на присутствие музыкального фона. Мане делает метод создания картины открытым - нет главных героев, формы персонажей второго и третьего плана передана мазками, нет классического деления на планы, В том, как написан пейзаж не видно отдельных деталей, это переводит наше восприятие на красоту самой живописи - на то, как разработан цвет, на градациях цвета. Отношение к изобразительности - важна сбалансированность распределения цветовых пятен, чисто живописный прием, который организует картину в систему ритмических взаимоотношений.
Эти особенности делают Мане революционером, уходит манера, характерная для живописи старых мастеров, он узаконивает этюдность.
Также меняет традиционные представления о жанрах, он интегрирует в толпу в Тюильри портреты своих друзей и автопортрет.
"Завтрак на траве" - ярче всего иллюстрирует еще один революционный шаг Мане по трансформированию классической живописи - преодоление презумпции того, что в живописи важно про что картина. В композиции Мане явно имеет в виду "Сельский концерт" Джорджоне (сейчас аттрибутируется Тициану), который находился тогда в Лувре.
Картина представляет собой коллаж - и портрет, и натюрморт, и пейзаж, не случайно Мане иногда называют первым художником модернизма - изображение составленное из не связанных элементов это уже новый изобразительный язык.
Помимо новых изобразительных приемов, Мане представляет собой новый тип художника - независимая творческая личность, не получившая официального образования, что делает его предшественником всей художественной традиции 20 века. Художник старается не учитывать моду той эпохи, а наоборот противопоставляет себя, его творчество - это эпатаж, скандал, что станет неотъемлемой частью искусства 20 века.
Мане первым порывает с классическими приемами создания картины, которые существовали много веков. У него это приобретает субъективный, авторский характер, что также важно.
"Олимпия" - ассоциации с "Венерой Урбинской" Тициана лежит на поверхности. Подменяет Венеру парижской кокоткой с характерным для таких женщин именем Олимпия, характеризует жизнь Парижа той эпохи. Мане представляет Олимпию как богиню, он закрывает пространство соседней комнаты, в результате композиция выдвигается к зрителю, у зрителя создается ощущения участия.
Выдвижение фигур на первый план подчеркивает двухмерность пространства, оно на картинах Мане уплощается. Картина перестает быть окном в мир начинает подчиняться собственным формальным законам.
"Бар Фоли Бержер" - отражает новые тенденции в творчестве Мане. В последние годы жизни у него появляется интерес к теме кабачков, кафе-шантанов, что отражает общую популярность этих заведений в Париже. В картине то, что изображено на первом плане и то, что изображено в зеркале, не соответствует друг другу. Мане вводит две точки зрения - молодого человека за стойкой бара и девушки, но нет точки зрения самого автора. Это важный модернистский прием который в искусстве 20 века реализуется в желании автора нивелировать свою личность, но объективизировать созданное им произведение.
Мане противопоставляет два мира - натюрморт на стойке очень материален. Композиция первого плана строится на классических принципах - фигура девушки на оси картины, вписывается в пирамиду, все детали ее костюма подчеркивают пирамиду, все статично и стабильно. При этом мир отраженный в зеркале противоположен первому плану - все растворяется в сиянии хрусталя люстр. Мир в зеркале написан в другой технике - более эскизной, фигуры сливаются.
Поздние картины Мане были написаны под влиянием идей импрессионизма. Но в отличие от импрессионистов Мане никогда не отказывается от того, что главное в картине - это человек (у импрессионистов главным становится пейзаж). Мане никогда не переходит к импрессионистической технике.
Революция импрессионизма - открывает дорогу новому живописному методу который основан н на изобразительности а на субъективности восприятия художника и законах цвета, цветовых отношений, фактуры.
Первая выставка - 1874 год, всего выставок было 8, последняя - в 1886 году.
Само появление нового живописного метода связывают с двумя изобретениями - фотографии, которая взяла на себя функции иллюзионистичности, которую раньше несла живопись. Живописи остался ее собственный художественный язык - язык формальный - цвет, колорит, композиция, живопись стала разрабатывать свои внутренние формально-стилистические задачи. Второе изобретение - фабричные материалы, промышленным способом изготовленные холсты, краски легко переносились, что упростило технологическую сторону мастерства. Импрессионизм отличается от привычной работы на натуре. Импрессионисты меняют отношение к мотиву, к собственному восприятию этого мотива. Задачу, которую поставили импрессионисты- отразить состояние световоздушной атмосферы в конкретный момент, без иллюзионистической составляющей.
От этой главной задачи идут технологические изменения - импрессионисты пишут сразу на холсте, без подготовительного рисунка. Они вообще отказываются от рисунка как части живописи, поэтому их картины как будто не в фокусе, контуры расплываются, что усиливает ощущение воздушной дымки.
Характер мазка в импрессионистической живописи - фактура состоит из отдельных разнообразно ложащихся мазков, часто разнофактурных, что создает вибрирующую поверхность.
Импрессионисты декларативно отказываются от черного цвета, Как и от той части палитры, которая называется "земли" - коричневые, охра. Они хотели отбросить коричневый Музейный тон предыдущей живописи ( в этом видно их отличие от барбизонцев). Начиная с импрессионистов идея чистого цвета будет важна в творчестве Сера, Матисса.
Влияние Мане и барбизонцев на импрессионистов очень велико.
Картина Клода Моне "Завтрак" очевидно написана под влиянием "Завтрака в мастерской" Мане. Это тот же сюжет, тот же социальный срез, тоже групповой портрет. Моне наследует соединение разных жанров - и жанровая композиция, и групповой портрет, и натюрморт. Отличие - у Моне в меньшей степи присутствует элемент провокации, загадочности. У Мане одна из фигур срезан форматом, на первом плане странный натюрморт с доспехами, карта на стене, и натюрморт отсылает к голландской живописи 17 века. У Моне нет ни диалога со старыми мастерами, ни соединения странных элементов в натюрморте. Здесь все естественно и просто для понимания. Для Моне этап разрыва с классической традицией уже пройден, у него нет необходимости провоцировать зрителя на поиск мотивов старых мастеров в его живописи. Это сиюминутная сцена из жизни семьи, в ней нет сложно интерпретируемой концепции, Моне интересует красота самой живописи.
Главным жанром в живописи Моне становится пейзаж, написанный на пленере. Моне декларировал, что все пейзажи написаны исключительно на пленере, некоторые все-таки дописывались в мастерской.
"Отель Рож Нуар в Гавре" - меняется концепция пейзажа - главным становится состояние атмосферы, световоздушной среды. И архитектура, и фигурки людей отходят на второй план. Архитектура отражает свет, фасады превращаются в какую-то новую структуру, они утрачивают свою архитектонику и становятся частью вибрирующей атмосферы. Светотеневые контрасты пишутся открытым цветом, а не черно-коричневыми цветами. Импрессионисты отказываются от светотеневой моделировки. Вступает в силу закон дополнительных цветов, т.е. продолжение разработки основных и дополнительных цветов, с которой начал работать Делакруа. Также у Делакруа появляется идея смешения красок не на палитре, а на холсте, которую берет на вооружение импрессионисты. Результат - ясный, чистый цвет.
Три базовые составляющие живописи прошлого, от которых отказались импрессионисты : от музейного тона, от рисунка и от композиции. Потом, в 1880-е и особенно в 1890-е гг каждый из них будет возвращаться к каким-то из этих составляющих. Но в начале их творчества у импрессионистов меняется отношение к самой картине - картина перестает быть вещью в себе, а становится этапом экспериментов художника. Поэтому картин импрессионистов очень много.
Проблема серийности в творчестве импрессионистов - работа сериями у Моне является отражением основного принципа импрессионистического метода. Первая его серия - вокзал Сен Лазар, последняя - Кувшинки.
Моне пишет один и тот же мотив в разные состояния световоздушной атмосферы и поставленные рядом они демонстрируют главную цель художника - отразить сиюминутное состояние атмосферы. Он пишет и с разных точек зрения, и с одной, нет жесткой системы в работе над сериями, для него главное - фиксировать сиюминутные состояния свето-цвето-воздушной атмосферы.
В 1880-90 гг манера Моне меняется, начинает усиливаться фактура, все яснее становится импрессионистический принцип работы чистым цветом.
Камиль Писсаро - очень важен для искусства этого периода, связующее звено между предшествующим поколением (Коро, Милле) и следующим поколением (Сера, Гоген).
Начинает с написанных в духе барбизонцев пейзаже. Колорит построен на сближенных оттенках, как и у барбизонцев, предпочитал пасмурную погоду тоже как и барбизонцы. Считал, что именно в такую погоду художник может продемонстрировать всю тонкость цветовых градаций.
В отличие от пейзажей Моне, его пейзаж четкий, статичный, выстроенный. У Писсаро - большая доля аналитизма в композиции.
Писсаро стремится к уплощению пространства, пространство вместо того, чтобы выстраиваться в глубину, строится снизу вверх, что будет важно для Сезанна и для кубизма, которые подчинят пространство холсту.
Отличие Писсаро от других импрессионистов не только в ясности композиционного мышления, но и в несколько иной фактуре. У Писсаро более мелкий мазок, если мазок Моне продолговатый,Вытянутый, то у Птссаро он более компактный, квадратный, ложится короткими штрихами, как в пастели. У Писсаро все время чувствуется систематичный подход к работе, тщательность. Его манера письма более сдержанная и тщательная, в результате чего у зрителя создается другое ощущение от его работ чем от работ Моне.
Поздние работы написаны под влиянием Сера. Он пытается интегрировать пуантилизм Сера в систему импрессионистической живописи. Цвет нанесен отдельными мазками и чистым пигментом, но смешивается на холсте за счет того, что наносится многослойно.
Самое главное достижение Писсаро позднего периода - традиция городского пейзажа.
У него появляется особая поэтика городской среды, нехарактерная для импрессионистической живописи - пейзаж окрашен эмоциональным состоянием художника, город позволяет ему создать ясную конструктивную основу композиции - четкость линий, перспектива. Городская тема особом образом связывается у него с пуантилизмом - все мелкие фигурки превращаются в пуантель, одновременно структурирующую композицию и цветовое решение картины.
Городской пейзаж, как и Кувшинки у Моне - это выход за рамки импрессионистической темы.
Сислей - как и Писсаро начинает с увлечением барбизонцами.
Начинал с типичных для барбизонцев композиций, сходных с ними по сдержанному колориту.
Наиболее последовательный импрессионист, он придерживался принципов импрессионистической живописи до конца жизни. Развитие его творческого метода идет последовательно. Его картины наиболее чистое воплощение импрессионистического метода.
Точно передает колористическую гармонию в пейзаже, его пейзаже очень похожи на реальную натуру.
Его живописная манера несколько отличается - нет ни свободной размашистости Моне, ни тщательности Писсаро. Мазок квадратный, но крупнее, чем у Писсаро. Этот видный мазок создает иллюзию вибрирующего света, он точно передает движение воздушной массы. Его мазок придает картинам состояние динамизма.
У Сислея тоже есть серии - "Наводнение в Марли" - показывает с разных точек зрения и при разном освещении.
Серия "Соборов в деревушке Море" - в отличие от Моне Сислей сохраняет ощущение пространства, ему важно показать объем собора в пространстве окружающей среды. Это единственное что позволяет говорить о неком отходе Сислея от импрессионистических принципов - возвращение рисунка, объема, выстроенность.
Этот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьПро "Музыку в саду Тюильри" Мане хорошо написано здесь
ОтветитьУдалить